КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ – в узком смысле – меры по реорганизации структуры и институтов Римско-католической церкви, упорядочению отдельных положений католического вероучения, принятые в середине XVI – XVII вв. в целях противодействия распространению Реформации и становлению протестантских церквей; в широком смысле – масштабные изменения в католической религиозной культуре в середине XV – конце XVIII вв. («католическая Реформа»), затронувшие как структуры католической церкви (реформы папской курии, деятельность инквизиции, создание новых религиозных Орденов, расширение миссионерской деятельности), так и религиозной практики католиков-мирян (появление молитвенных организаций и обществ благочестивой жизни, литургическая реформа, контроль над книгопечатной продукцией и т.д.). Термин «Контрреформация» появился в 1770 гг. Впервые он был использован немецким историком права Иоганном Стефаном Пюттером (1725–1807 гг.) применительно к правовым коллизиям, возникавшим в Священной Римской империи в период между Аугсбургским религиозным миром (1555 г.) и Вестфальским миром (1648 г.), когда территории, находившиеся раньше под контролем протестантов, оказывались в подчинении у правителей-католиков и подвергались рекатолизации (изначально термин не использовался вне обозначенных выше географических и хронологических рамок. К 1830 гг. термин получил известность в немецкой университетской среде. Немецкий историк Леопольд фон Ранке (1795–1886 гг.) в исследовании «Римские папы, их Церковь и государство» (1834–1836 гг., три тома) использовал термин «Контрреформация» для обозначения резкого роста политической активности и влияния Римских пап во второй половине XVI в., особенно в Италии. Л. фон Ранке считал, что Контрреформация началась с созыва Тридентского собора (1545–1563 гг.) и завершилась примерно в 1610 гг. (историк применял этот термин, лишь говоря о религиозной политике). В 1870–1880 гг. благодаря Л. фон Ранке термин «Контрреформация» стал общепринятым среди немецких историков; иностранные студенты, учившиеся в Германии, способствовали его распространению и в других странах. Использовавшие этот термин немецко- и англоязычные исследователи были, как правило, протестантами, и их взгляд на историю католицизма в XVI в. определялся конфессиональной позицией. Контрреформацию называли «реакционной» политикой в прямом и переносном смысле слова: как противоположность «прогрессивному» протестантизму и как «реакцию» на идеи Мартина Лютера (1483–1546 гг.). Подобная трактовка Контрреформации получила широкое распространение в Германии в связи с политикой Kulturkampf; среди русских историков Контрреформаци подобным образом рассматривал историк и социолог Николай Иванович Кареев (1850–1931 гг.).

 



 
PR-CY.ru