КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - Страница 11

До второй половины XVI в. объектом паломничества был город Вильснак (ныне Бад-Вильснак, Германия), где, по преданию, после пожара в церкви в 1383 г. три хранившиеся на алтаре гостии были найдены неповреждёнными с каплей крови внутри каждой из них (сомнения в чудесном характере находок высказывали некоторые прелаты, в том числе папский легат Николай Кузанский). Освящённая гостия обрела статус святыни, с ней были связаны особые благочестивые практики – обычай зажигать свечи и звонить в колокол во время возношения Святых Даров, совершать коленопреклонение в этот момент, выставлять освящённую гостию в дароносице на обозрение верующих в церкви. Когда дароносицу несли по улицам в частный дом для причащения тяжелобольного, встречные должны были опускаться на колени. В XIII–XV вв. получают распространение праздники и благочестивые практики, связанные с почитанием Христа и евхаристии. Важное значение имело развитие почитания Тела Христова (Corpus Christi). В 1264 г. папа Римский Урбан VI (1378–1389 гг.) установил общецерковный праздник в честь Тела Христова, который, однако, стал широко отмечаться только после повторного утверждения папой Иоанном XXII (1317 г.). В XIV в. праздник Тела Христова был включён в церковные календари, его популярности способствовали возникавшие повсюду братства Святого Тела Христова. Развивались и другие католические культы – Пяти Ран Христовых, Святого Имени Христова, Святого Сердца Христова и др. Почитание Святого Имени Христова исследователи обычно связывают с проповеднической деятельностью католического святого Бернардина Сиенского и францисканцев-обсервантов, но оно было свойственно и доминиканцам (например, немецкому мистику Генриху Сузо), и его быстро подхватили монахи нищенствующих Орденов. Сосредоточенное внимание к Страстям Христовым определило развитие почитания Честного Креста. В Западной Европе в церквах хранилось много фрагментов Креста; они были объектами паломничеств, но их многочисленность (а в позднее Средневековье их число умножилось) вызывала сомнение в подлинности. Кроме того, европейский ландшафт был размечен крестами, которые устанавливались на путях паломников и порой сами становились объектами паломничеств. Важной чертой позднесредневекового благочестия исследователи называют почитание Пресвятой Богородицы. Хотя францисканцы и доминиканцы продолжали спорить о непорочном зачатии Девы Марии (см. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы), на 36-й сессии Базельского собора было сформулировано католическое учение об этом (соборное постановление получило статус «благочестивое мнение», но его противникам запрещалось проповедовать против него). Был установлен общецерковный праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря), что во многом определило дальнейшее развитие почитания Пресвятой Богородицы в католической Европе в XVI–XVIII вв. (догмат о непорочном зачатии Девы Марии утверждён буллой «Ineffabilis Deus» папы Пия IX (1846–1878 гг.) от 8 декабря 1854 г.). С почитанием Пресвятой Богородицы связано и развитие почитания Её родителей (см. Иоаким и Анна). Праздник святой праведной Анны был установлен папой Урбаном VI (1378–1389 гг.) в 1386 г., хотя праздник святого праведного Иоакима папа Римский Юлий II (1503–1513 гг.) утвердил только в начале XVI в.

 



 
PR-CY.ru