«КОНСТАНТИНОВ ДАР» - Страница 11

В сумме (комментарии) на «Декрет» Грациана, составителем которой также считается Паукапалеа, содержание «Константинова дара» представлено следующим образом: император передал папе «корону, полноту царского достоинства, Латеранский дворец и всю свою славу» («coronam et omnem regiam dignitatem ipsumque palatium Lateranensem omnemque suam gloriam»), но в другом месте уточняется, что речь шла о «царском достоинстве в западных странах» («omnem regiam dignitatem in partibus occidentalibus»). Однако Паукапалеа в отличие от сторонников папской теократии толковал «Константинов дар» как свидетельство разделения властных полномочий между папой и императором: «Император не должен посягать на права понтифика, а понтифик – на права светского государя» («nec imperator iura pontificis, nec pontifex iura regalia usurpare debet»). Признавая право папы Римского на светскую власть в соответствии с «Константиновом даром», канонист подчёркивал, что светские государи также обладают собственными властными полномочиями, не исходящими от папы. Главы, включённые в «Декрет» Грациана, получили широкое распространение и ещё в XV в. оставались основным источником сведений о «Константиновом даре». В Римской курии этот текст заменил «Постановление Константина» в версии кардинала Гумберта: наряду с императорскими привилегиями и другими документами он был включён кардинал Ченчо Савелли (впоследствтии папа Римский Гонорий III) в «Liber Censuum» (1192 г.). В XIII в. «Константинов дар» рассматривали как важное, хотя и не основное свидетельство в пользу папской теократии. Как правило, сведения о нём, восходившие к «Постановлению Константина», толковались в широком смысле. Так, папа Иннокентий III (1198–1216 гг.) в проповеди на день св. Сильвестра использовал «Константинов дар» как доказательство превосходства «священства» («sacerdotium») над «царством» («regnum»): власть папы была древнее, достойнее и шире («prior est et dignior et diffusior») власти императора и любого другого светского правителя. Император Константин уступил папе Сильвестру столицу империи, сенат и власть над Западом («omne regnum Occidentis»), поэтому папа Римский носил особый головной убор – тиару, в которой совмещались митра (символ духовной власти) и корона (символ светской власти). Согласно Иннокентию III, император Константин, удалившись из Рима, стал править в восточной части империи; таким образом, папа Римский был законным преемником римских императоров и верховным правителем всех христианских народов. Стремясь подчеркнуть историческое значение Папского престола, Иннокентий III описывал папу Сильвестра как деятельного пастыря и политика, благодаря которому христиане получили возможность свободно исповедовать свою веру, а церковь окрепла, её влияние возросло. В то же время, согласно Иннокентию III, «Константинов дар» не мог рассматриваться как основание для папской теократии: христианское священство было установлено Богом, а особые полномочия понтифика исходили от Христа и передавались через апостольское преемство Римских епископов.

 



 
PR-CY.ru