«КОНСТАНТИНОВ ДАР» - Страница 18

Император Константин и его преемники обладали полнотой власти в Римской империи и не передавали властные полномочия папе Римскому; после падения Западной Римской империи и до VIII в. папа признавал власть византийского императора. Исследователи отмечают, что трактат Лоренцо Валлы отличается пышным слогом, обилием вымышленных речей и полемических выпадов против папской теократии. Он обличал политические притязания Римских пап, которые «бесчестили величие первосвященства... и всё смешивали с убийством, с разрушением и преступлениями». Основной недостаток трактата, по мнению исследователей, заключается в том, что Лоренцо Валла считал источником предания о «Константинове даре» не «Постановление Константина», о котором он не знал, а текст, включённый в «Декрет» Грациана (автор справедливо, по мнению исследователей, отметил, что этот текст отсутствовал в первоначальной версии «Декрета» и был добавлен более поздним редактором). Таким образом, Лоренцо Валла фактически опровергал не предание о «Константинове даре» в его первоначальной форме, а позднейшую интерпретацию этого предания, которую использовали сторонники папства. В эпоху Реформации сочинение Лоренцо Валлы получило широкую известность. Впервые трактат был напечатан в 1506 г. в Страсбурге; другое издание, подготовленное Ульрихом фон Гуттеном, было опубликовано в 1518 г., скорее всего, как полагают исследователи, в Базеле. До середины XVI в. сочинение Лоренцо Валлы было переведено на чешский, французский, немецкий, английский и итальянский языки. Исследователи полагают, что независимо от Лоренцо Валлы подложность «Константинова дара» попытался доказать Реджинальд Пикок, епископ Чичестера (1450–1459 гг.; ум. около 1461 г.). Схоластическая аргументация Реджинальда Пикока основана, главным образом, на противоречиях между преданием о «Константинове даре» и более достоверными источниками. Как и Лоренцо Валла, Реджинальд Пикок опровергал легендарные сказания о крещении императора Константина папой Сильвестром, однако в отличие от итальянского гуманиста он пришёл к выводу, что император принял крещение незадолго до смерти в Никомидии (Лоренцо Валла, опираясь на «Лжеисидоровы декреталии», считал, что Константин принял крещение при папе Мильтиаде). Несмотря на убедительные доказательства подложности «Константинова дара», приведённые авторами XV в., предпринимались попытки отстоять достоверность предания, в том числе кардиналом Хуаном де Торквемадой и итальянским филологом Агостино Стеуко (Augustini Steuchi «Contra Laurentium Vallam de falsa donatione Constantiniana libri duo. Lugduni», 1547 г.). Папская комиссия по подготовке новой редакции «Декрета» Грациана (так нызываемый correctores Romani) сохранила «Константинов дар» в составе канонического свода. Подлинность «Константинова дара» отстаивал кардинал Цезарь Бароний. Сцены из предания о «Константинове даре» были включены в цикл росписей зала Константина в Ватиканском дворце, выполненный Джулио Романо и Джанфранческо Пенни (1520–1524 гг.) по рисункам Рафаэля.

 



 
PR-CY.ru