КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 10

С находкой в начале XXI в. «подписного» (с акростихом КЛИМ) не изданного пока канона Климента Охридского на этот праздник надёжность предложенной атрибуции уменьшается. Молебный канон Иоанну Предтече на вторник, два канона апостолам Петру и Павлу на четверг и Троичный канон с именем Климента Охридского в акростихе были обнаружены в составе Октоиха. Исходя из «климентовых» акростихов в канонах апостолу Петру, апостолу Павлу, св. Иоанну Предтече и в пятничных канонах Пресвятой Богородице, сохранившихся в русском Октоихе (Российская национальная библиотека), О.А. Крашенинникова сделала вывод, что Климент Охридский составил по восемь канонов на вторник, четверг и пятницу. Объём книжного наследия Климента Охридского наиболее ярко характеризуют слова архиепископа Феофилакта: «Климент подарил нам, болгарам, всё, что относится к Церкви, всё, что украшает память Бога и святых и чем проникается душа». Перед смертью Климент Охридский, согласно Феофилакту, разделил между епархией и Пантелеимоновым монастырём в Охриде своё имущество, в том числе «книги, которые написал». Сочинения Климента Охридского, прежде всего, Слова, достаточно рано стали известны во всём славянском мире и у румын. Проповеди сохранились в составе сборников, в основном, в календарных и нравоучительных, поучения – в Прологах, Златоустах, Измарагдах и Златоструях, похвалы – в Торжественниках, Минеях Четьих и т.д. Списки поучений Климента Охридского в южнославянской книжности утрачены; известные исследователям сербские списки отражают русское влияние. Десять Похвальных слов дошли в сербских списках. Основная часть гимнографических творений сохранилась в южнославянских списках. Распространение произведений Климента Охридского на Руси началось, по мнению исследователей, ещё в период принятия христианства на рубеже Х и ХI вв., не позднее XII в.: самые старшие списки его риторических произведений сохранились в Торжественнике ХII в. (Российская национальная библиотека) и Сборнике слов и поучений конца ХII – начала ХIII вв. (Российская государственная библиотека); практически современен им древнейший список общих служб в кодексе Ганкенштейна. Поучения на праздники повлияли на формирование русской редакции учительной части Пролога, широкая популярность которого привела к возникновению поздних редакций текстов и к появлению подражателей. Исследователи полагают, что именно под влиянием Поучений Климента Охридского между концом ХIV и последней четвертью ХV в. на Руси был составлен цикл из 15 Поучений для Минеи Общей. Этот цикл болгарский исследователь П. Димитров приписывает Клименту Охридскому, однако эта атрибуция представляется другим исследователям поспешной, поскольку входящие в него тексты предназначены для поздней (не раньше ХIV в.) редакции Минеи Общей, в которой службы подразделяются не только по ликам святых, но и по их числу («единому» и «двум или многим»).

 



 
PR-CY.ru