КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 8

Во второй части подробно рассказывается о празднике (или жизни святого). Третья часть содержит призыв к верующим отвергнуть языческие обычаи, не грешить и жить по заповедям, подражая святым. Поучения на двунадесятые и великие праздники можно объединить в циклы (на Богоявление, на Благовещение, на Сретение и проч.); по мнению исследователей, изначально они входили в собрание поучений, подобное Учительному Евангелию Константина Преславского или сборнику Слов Феодора Студита. Некоторые из них были включены в Измарагды и сборники, посвящённые неподвижным церковным праздникам, и в Пролог. Похвальные слова, приписываемые Клименту Охридскому, посвящены церковным праздникам и свидетельствуют о его мастерстве в адаптации византийской риторики. Исследователям известны десять таких Слов с именем Климента Охридского в заглавии: пророку Захарии, зачатию Иоанна Предтечи, Иоанну Крестителю, Димитрию Солунскому, архангелам Михаилу и Гавриилу, Клименту Римскому, Кириллу (Константину) Философу, сорока мученикам Севастийским, четверодневному Лазарю и на Вербное воскресенье (последнее озаглавлено как «Cлово Климента», поэтому иногда его причисляют к поучениям, но текст, по мнению исследователей, имеет особенности похвалы). Похвальные слова Успению Богоматери и пророку Илии приписываются Клименту Охридскому, хотя ни в одном из списков не сообщается его имя. Исследователи отмечают, что в композиционном и стилистическом отношении Похвальные слова Климента Охридского подражают тем византийским энкомионам, которые отличаются драматизмом и экспрессией, но пространные философские рассуждения о мистическом смысле евангельских событий, полемика и их глубокие догматические разъяснения автору чужды. В этих торжественных произведениях царит желание объяснить значение праздника или «светозарной памяти» святого для спасения каждого человека. Библейские цитаты раскрывают смысл, повествование о библейских событиях чередуется с прославлениями. Эмоциональные риторические тирады составлены из анафорических рядов хайретизмов, славословий, призываний святых и т.п. В стилистическом отношении доминируют эпитеты, метафоры и аллегории, связанные с семантикой света, призванные подчеркнуть важность предоставления Кириллом и Мефодием славянам возможности познания Истинного Света. В похвалах Климента Охридского впервые выражается благодарность от имени славян Кириллу Философу за просвещение. О гимнографических произведениях Климента Охридского долгое время было известно лишь из слов архиепископа Феофилакта: «...Он укрепил Церковь псалмоподобными песнопениями, часть из которых сочинена в честь множества святых, а часть – это молитвы в честь Всенепорочной Богоматери».

 



 
PR-CY.ru