КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 4

Автор-грек высокомерно отмечает, что Климент Охридский утверждал веру среди «неотёсанных» и «скотоподобных» болгар, книжная деятельность была его «орудием осады» при разрушении «стены незнания», благодаря которому он стал «новым Павлом для новых коринфян – болгар». Также он пишет, что Климент Охридский привёз из греческой страны саженцы культурных деревьев и с помощью прививок облагородил болгарские дикие растения, т.е. благодаря душеполезному греческому влиянию души диких славян вкусили «сока доброты» и стали приносить плоды Богу. Феофилакт описывает Климента Охридского как идеального архиерея, который заботится как о душах духовных чад, так и об их повседневных нуждах и тайно совершает чудеса. Это сравнение – отражение преданий о чудотворениях Климента Охридского и его глубокого почитания верующими. В конце жизни Климент Охридский встретился с болгарским царём Симеоном (у Димитрия II Хоматиана царь ошибочно назван Борисом (Михаилом)) и просил его освободить от архиерейства, но получил отказ. Другие источники об этом умалчивают: исследователи полагают, что Феофилакт хотел подчеркнуть влияние святого на болгарского царя (исследователи считают эту встречу реальным фактом). Климент Охридский подчинился царю. Вскоре архиерей заболел, но продолжал заниматься книжной работой. Климент Охридский скончался в день памяти великомученика Пантелеимона, которому, как своему покровителю, посвятил монастырь в Охриде. Он был погребён в усыпальнице, устроенной им в правом притворе собора этого монастыря. Когда мощи Климента Охридского были переложены в раку, исследователям неизвестно. После захвата Охрида турками (1394 г.) и разрушения монастыря раку с мощами перенесли в церковь Богоматери Перивлепты в Охриде, благодаря чему эта церковь стала называться «св. Климент Новый». После восстановления Пантелеимонова монастыря раку вернули на место (2002 г.). В ХVII–ХVIII вв. (по другим данным, в XII в. или в поствизантийский период) главу Климента Охридского забрали греческие монахи; в настоящее время она хранится в скиту Иоанна Предтечи близ города Верия (Греция): согласно местным преданиям, Климент Охридский принял в нём монашеский постриг. Частицы мощей Климента Охридского находятся в церкви св. Седмочисленников в Софии и в церкви Климента Охридского в Пловдиве (принесена из Охрида в 2008 г.). Климент Охридский был канонизирован вскоре после кончины; центром его почитания стала Охридская епархия. Феофилакт сообщал, что прах Климента Охридского «ещё и теперь творит благодеяния, излечивая любую боль и любой недуг». О его чудотворениях складывались предания. После учреждения Охридской архиепископии святой был назван её покровителем, и за ним закрепилось наименование «Охридский». День его памяти (27 июля) рано вошёл в славянские месяцесловы (например, глаголического Ассеманиева Евангелия, среднеболгарского Апостола ХIII в. или начала XIV в. (Национальная библиотека святых Кирилла и Мефодия) и др.). Иногда в месяцесловах отмечается его память 25 (реже 23 или 24) ноября, в день памяти священномученика Климента Римского (исследователи полагают, что она отмечалась и при Феофилакте, который в конце Жития упоминает о многих «праздниках» святого).

 



 
PR-CY.ru