КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 19

Икона конца XIII в. находится в церкви святых Космы и Дамиана (Малые св. Врачи) в Охриде: Климент Охридский изображён в полный рост в архиерейских одеждах, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. Художнику Иоанну Теорианису приписывают создание двухсторонней иконы с образами Климента Охридского и равноапостольного Наума Охридского из церкви Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде (последняя четверть XIV в., Галерея икон, Охрид). Сложная моделировка ликов с тёплым розоватым вохрением, характерные тонкие движки-пробела напоминают по стилю монументальные работы Теорианиса, расписавшего в 1346–1350 гг. кафедральный собор Святой Софии в Охриде (исследователи предполагают, что именно там первоначально находилась икона). Характер доски, расположение святых на обеих сторонах иконы указывают, что она создавалась как выносная; в день памяти Охридских просветителей икону крестным ходом обносили вокруг города. Иконография (святитель изображён полуфигурно в красно-коричневой фелони с омофором, на белом фоне которого выразительно смотрятся большие золотые кресты с чёрной обводкой, правой рукой благословляет, в покровенной левой держит Евангелие) была в общих чертах повторена на иконе Климента Охридского из того же собора (вторая половина XVI в., Галерея икон, Охрид; образ равноапостольного Наума Охридского представлен на парной иконе того же времени). Однако её письмо исследователи считают безыскусным, лик сохраняет типологические черты Климента Охридского, в его лепке превалирует не живописное, а графическое решение (грубая карнация от темного к светлому); омофор серо-чёрный, левая рука не покрыта. В числе избранных святых Климент Охридский изображён на нижнем поле иконы Пресвятой Богородицы «Пантонхара», написанной Дичо Зографом из села Тресонче для церкви св. Иоанна Богослова в Канео на Охридском озере (1844 г., Галерея икон, Охрид). О степени почитания Климента Охридского говорит то, что он изображён в центре, между св. Иоанном Предтечей, которому посвящён храм, и святителем Николаем Чудотворцем (также представлены великомученики Георгий и Димитрий, святитель Афанасий и мученик Георгий Кратовский); святитель облачён в фелонь, в левой руке держит открытое Евангелие, правой благословляет; характерные черты облика Климента Охридского сохранены. Концом ХIV – началом ХV вв. исследователи датируют икону из Церковно-археологического музея в Софии: Климент Охридский представлен в традиционной для святителя иконографии, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. На окладе болгарского патриаршего Евангелия, обнаруженного Никодимом Павловичем Кондаковым в 1900 г. в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (рукопись ХIV в.), помимо евангельских сцен «Распятие», «Благовещение», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Сошествие во ад» и «Рождество Христово» на нижнем поле в центре помещены фигуры Климента Охридского и великомученика Пантелеимона. Т. Герасимов считал, что образы святых были выполнены позже. Ещё один образ Климента Охридского помещён на окладе иконы Спасителя из иконостаса церкви Святой Софии в Охриде, подаренной храму севастократором Иоанном Дукой (1126–1200 гг.).



 
PR-CY.ru