КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 9

Богатое гимнографическое наследие Климента Охридского было открыто в конце ХХ в. благодаря исследованиям Г. Попова, Б. Шаламанова, Марии Атанасовой Йовчевой, Анатолия Аркадьевича Турилова, Людмилы Владимировны Мошковой, О.А. Крашенинниковой. Основанием для атрибуции Клименту Охридскому некоторых текстов послужило упоминание его имени (полного или краткого (Клим, Кли и Кл) варианта) в акростихе восьмой или девятой песни канона. При последующем редактировании канонов многие акростихи были нарушены, и могут быть восстановлены с разной степенью надёжности. Большинство гимнографических произведений Климента Охридского входит в Минеи и Октоих. Г. Попов на основе акростиха «свят пустинн… клим» впервые атрибутировал Клименту Охридскому минейный канон преподобному Евфимию Великому (по мнению исследователей, в несколько переработанном виде, но с сохранением акростиха, с XIII в. он может быть «переадресован» в Минеях и на память преподобного Иоакима Осоговского). Л.В. Мошкова и А.А. Турилов предположительно атрибутировали Клименту Охридскому канон равноапостольному Мефодию, а Г. Попов реконструировал его акростих «яз к(л)им (х)валнами пяснми п(о) ар(х)иер(ея) меето(д)ия». При этом исследователи не исключают, что канон первоначально имел вторую песнь, а имя автора было написано полностью – Климент: начальные слова первого тропаря третьей песни «Молитвами твоими»/«Твоими молитвами» допускают такой вариант. Имя Клим содержится в акростихе канона на Успение Богородицы. Также Клименту Охридскому принадлежат каноны на Положение Честной ризы во Влахерне (2 июля), на Положение Честного пояса Божьей Матери (31 августа) и св. Алексию, человеку Божию, службы св. Аполлинарию Равеннскому и Тивериопольским (Струмицким) мученикам (акростих с именем Климент открыл И. Велев), общая служба мученику Стефану и папе Стефану I (атрибуция на основе имени «клм(а)» в акростихе). М.А. Йовчева высказала предположение об авторстве Климента Охридского славянского канона мученикам Виту, Модесту и Крискентии, не имеющего акростиха. В качестве образцов для служб святым Климент Охридский составил цикл общих служб («Минею общую») пророкам, апостолам, отцам, преподобным, мученикам и мученицам, который дошёл в трёх списках: русском начала ХIII и XV вв. и охридском 1425 г. Акростих службы отцам содержит имя Климент, а служба апостолам – его краткий вариант (кл). Хотя тексты всех шести служб близки по стилю и лексике, исследователи не исключают, что некоторые из них являются подражанием. Климент Охридский составил цикл трипеснцев на предпразднство Рождества Христова, который, судя по акростиху «Климента пясни прядпраздна хрстову розству трипяснна осмоглас», изначально включал восемь частей на восемь гласов – болгарский исследователь Г. Попов разыскал только шесть из них (с первого по шестой глас). Также Г. Попов атрибутировал Клименту Охридскому канон на Богоявление, чей акростих, однако, имени автора не сообщает.

 



 
PR-CY.ru