КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 11

Хуже изучено влияние творчества Климента Охридского на древнерусских книжников в сфере гимнографии, однако Шаламанов засвидетельствовал пример использования его общего канона святителю при создании во второй половине ХV в. канона св. князю Фёдору Смоленскому и Ярославскому. Творения Климента Охридского исследователи часто встречают в старообрядческих рукописях ХVIII–ХIХ вв. и в московских старопечатных русских книгах. М.А. Йовчева выявила песнопения, связанные с окружением Климента Охридского, в первопечатном Октоихе Швайпольта Фиоля (Краков, 1491 г.). Произведения Климента Охридского содержатся и в славянских рукописях, созданных в Валахии и Молдавии. Древнейшая служба Климента Охридского была составлена вскоре после его смерти и сохранилась в Минее 1435 г. (Национальная библиотека Болгарии имени Кирилла и Мефодия), где она совмещена со службой великомученику Пантелеимону. Б. Мирчева находит в тексте следы акростиха, но он не поддаётся реконструкции. Стилистически служба очень близка к гимнографическим творениям Климента Охридского. От древнейшего славянского Жития Климента Охридского сохранились те фрагменты, которые были процитированы Феофилактом. Из них исследователи сделали вывод, что автор Жития был помощником святого, но оснований для его отождествления с автором Жития преподобного Наума Охридского у исследователей недостаточно. Пространное житие, составленное Феофилактом, и краткое авторства Димитрия II Хоматиана с ХVIII в. неоднократно издавались («Греческий извод болгарской истории», 1994 г., том 9). Песнопения, созданные с ХI по ХVIII вв. греческими архиереями, возглавлявшими Охридскую архиепископию и стремившимися подкрепить её независимость, позже были объединены в гимнографический цикл. Бóльшая часть канонов этого цикла имеет акростихи. Открывает цикл служба на успение Климента Охридского, составленная архиепископом Феофилактом. Димитрий II Хоматиан дополнил её канонами и параклисом: сохранилось три канона, но, по мнению исследователей, изначально их было восемь по гласам. Также Димитрий II Хоматиан составил в честь Климента Охридского параклисы и несколько групп стихир. Гимнографические тексты в честь Климента Охридского создавал и архиепископ Константин II Кавасила. В ХIV в. архиепископ Григорий отредактировал службу Феофилакта согласно предписаниям Иерусалимского устава. Охридский архиепископ Косма (1690–1693 гг.) завершил цикл, написав величания. После перенесения мощей святого в Верию иеромонах Афанасий Пароский добавил ряд стихир. Разные редакции греческой службы издавались в ХVIII в. Славянский перевод греческой службы сохранился в праздничной Минее ХV в. (Национальная библиотека Болгарии имени Кирилла и Мефодия). На церковнославянский язык этот цикл перевёл иеросхимионах Каллистрат Зографский (София, 1901 г.). Свою редакцию службы (на основе канона Димитрия II Хоматиана) и акафист Клименту Охридскому составил Левкийский епископ Парфений (Стаматов).

 



 
PR-CY.ru