КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 7

В Болгарии к 1000-летию смерти Климента Охридского была создана «Климентова комиссия» (1914–1944 гг.) для разыскания и публикации его произведений, в её состав вошли историки Александр Теодоров-Балан, Беню Цонев, Васил Николов Златарский, Стоян Стоянов Аргиров, Йордан Николов Иванов, Стоян Маринов Романски, Кирилл Спиридонов Мирчев. Работа комиссии не была закончена, но собранные ею материалы, хранящиеся в архиве Болгарской Академии Наук, были использованы при подготовке трёхтомного издания риторических и житийных произведений, автором которых считается Климент Охридский. В первый том вошли тексты, в основном, надёжно атрибутируемые Клименту Охридскому (прежде всего, с указаниями его имени в заглавиях); во второй – тексты, созданные в кругу его учеников, соратников или поздних подражателей, и несколько анонимных Слов, автором которых большинство исследователей считают Климента Охридского; в третьем томе изданы Пространные жития славянских апостолов Кирилла и Мефодия, принадлежность которых Клименту Охридскому вызывает дискуссии. Клименту Охридскому приписывают от 89 до 100 проповедей на основе общности композиции, стилистических приёмов, фразеологии, состава библейских цитат или в силу их соседства в рукописях с надёжно атрибутированными ему произведениями и отсутствия их аналогов в византийском репертуаре. Из них 26 Слов имеют хотя бы один список с упоминанием его имени как автора. В последнем издании риторических и гимнографических произведений Климента Охридского опубликовано ещё пять поучений и Похвальных слов. Поучения Климента Охридского, прежде всего, должны были стать образцами для священнослужителей при составлении проповедей: «Заповедание о праздниках», «Когда хочешь (сказать) поучение людям в святые дни апостолов, или мучеников, или святителя», «Поучение на память апостола или мученика», «Поучение на воскресный день», а также поучения, посвящённые конкретным святым и праздникам: на Пасху, на Преображение Господне, на Богоявление, на Сретение, а также «Поучение о Святых Тайнах» и «Поучение перед исповедью» (которое входит в состав Исповедного чина Синайского евхология) и др. Исследователи считают весьма вероятным, что Клименту Охридскому принадлежит Краткое поучение на Благовещение, которое Любомир Стоянович, издавший ещё восемь текстов, несомненно или условно атрибутируемых Клименту Охридскому, нашёл в сербских Триодях (Белград. Национальная библиотека Сербии, около 1328 г.). Некоторые из приписываемых ему поучений, скорее всего, как полагают исследователи, созданы его учениками. При этом ряд текстов с именем Климента Охридского в заглавии ему не принадлежит: например, Слова на дни памяти апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца и св. Антония в разных редакциях Пролога, мученика Евстафия Виленского (13 декабря) в сборнике первой половины XVI в. (Государственный архив Ярославской области) и др., которые являются позднейшими переработками «Заповедания о праздниках» или «Слова на память апостола или мученика». Исследователи отмечают, что поучения Климента Охридского краткие, имеют трёхчастную структуру. Первая часть (вступление) обычно начинается с характерного обращения к присутствующим «празднолюбцам», далее с помощью цитаты-топоса объясняется смысл праздника (или подвига святого) и его влияние на жизнь верующих.

 



 
PR-CY.ru