КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 3

Богато одарённый князем, Климент Охридский поселился в городе Девол в области Кутмичевица, на юго-западе Болгарии. Из слов Феофилакта, что прежде чем стать архиереем Климент Охридский семь лет был учителем, исследователи сделали вывод, что он провёл в Плиске не больше года. Однако в силу сакральности числа 7 этот срок может быть условным, поэтому вопрос о продолжительности его пребывания в столице остаётся открытым. Включение произведений славянских просветителей (Климента Охридского, Наума, Константина Преславского и анонимов) в древнейшие редакции славянских Минеи, Триоди, Октоиха и Требника показывает, что в Плиске Климент Охридский участвовал в переводах и составлении основных богослужебных книг, без которых введение славянской письменности было бы невозможным, а это требует гораздо больше времени, чем год. В Кутмичевице Климент Охридский не только укреплял веру, но и просвещал местное население, чтобы помочь князю Борису в славянизации богослужения и культуры. Согласно Феофилакту, у Климента Охридского в каждом приходе было около 300 учеников («избранных людей»), общее число которых достигало 3500. В Житие Климента Охридского Феофилакт включил часть утраченного славянского текста, где рассказывается об учительстве святого: он занимался как обучением подростков грамотности, так и разъяснял богословские догматы будущим иереям. Сообщение Феофилакта, что Климент Охридский из учеников поставил «чтецов, иподиаконов, диаконов и священников» исследователи считают неточным, т.к. рукополагать мог только архиерей (возможно, он готовил кандидатов для рукоположения). По мнению исследователей, его ученики создали сеть школ при храмах и монастырях. Новый правитель, болгарский князь Симеон, постепенно заменял византийское духовенство болгарским: Климент Охридский стал одним из первых архиереев славянского происхождения. Его хиротония состоялась в период с осени 893 г. до весны 894 г. в Преславе, куда он прибыл по повелению князя. Согласно Феофилакту, Климент Охридский стал «первым епископом болгарского языка» Древеницы (Дремвица, Дрембица или Драгвиста) или Велици. Топоним «Драгвиста» исследователи связывают с землями славянского племени драгувитов, а «Велици» (Великии) – с долиной реки Вардар (в древности Велика) у Западных Родоп. Вопрос локализации епархии остаётся спорным: исследователи не сомневаются, что она охватывала весьма значительную часть Болгарского государства, включая те области, где раньше был учителем Климент Охридский. На основе сообщения списка Ш. Дюканжа, что «Климент, ставший епископом Тивериуполя или Велеки, потом был уполномочен Борисом, царём болгар, надзирать и третью часть болгарского царства от Фесалоники до Йерихо и Канины или Тасипията», И. Илиев выдвинул гипотезу, что Климент Охридский мог управлять Болгарской экзархией. Но другие исследователи полагают, что Охрид входил в состав этой третьей части, которая перешедшей в управление Климента Охридского. Исследователи отмечают, что описание епископства Климента Охридского насыщено библейскими сравнениями и метафорами. Феофилакт подчёркивает, что он во всём следовал Мефодию и заботился, «чтобы клирики его епархии не уступали ни в чём никому из прославленных».

 



 
PR-CY.ru