КАНТ - Страница 10

Четырёхчастная структура первого, основного раздела этого сборника (185 песен) в целом соответствует структуре почаевского «Богогласника» (песни Господу, Богородице, святым, «от псалмов» – в Почаевском сборнике место последних занимают покаянные канты). Состав праздников вполне соответствует православной традиции (в отличие от почаевского издания), но разделение песен на группы повторяет структуру католических песенников, а также польских и чешских канционалов. Этот сборник содержит ряд украинских песен, посвящённых волынским, подольским и галицким святыням, которые преимущественно относятся ко второй половине ХVII – первой четверти ХVIII вв., а также тексты, имеющиеся и в московских рукописях. Таким образом, сборник из Супрасля, по мнению исследователей, отражает общее направление развития восточнославянской духовной песни, но имеет и особые черты. Дополнительный раздел состоит из трёх небольших частей: 1) новые песни Богородице и святым; 2) латинские гимны и молитвы с церковнославянскими переводами; 3) свободный церковнославянский перевод католической малой службы (Officium parvum; польск. Godzinki) Непорочному Зачатию Пресвятой Девы Марии, состоящей из семи гимнов и молитв (вторая и третья части отражают ориентацию местных униатов на католическое богослужение римского обряда). В дополнительных частях сборника есть фамилии местных авторов – Д. Твардзиевича, Я. Алиневича и переводчика с латинского языка С. Яхимовича, как полагают исследователи, переписчика большей части рукописи (около 1728 г. он был ректором школы во Владимире-Волынском; с 1670 г. – василианская) и посещал белорусские земли). На протяжении 60 лет до составления «Богогласника» украинский песенный репертуар расширялся, при этом уменьшалось количество парафразов псалмов и переводных текстов (в «Богогласнике» их единицы), но возросла доля польско- и латиноязычных песен (из 250 песен «Богогласника» 33 польские, три латинские), часть которых была создана василианами-украинцами. Продолжали составлять рукописные песенники, в которых всё чаще указывалось имя автора, место и/или время составления. Исследователи отмечают, что сложились разнообразные местные песенные традиции – лемковские, галицкие, закарпатские, волынские, подольские. Сборники различались в подборке кантов и в структуре, но в целом всё большее значение приобретали, во-первых, деление на тематические разделы, во-вторых, календарная структура, заметная не только в годовой «минейной» части с песнями святым, но и внутри разделов. Так, в разделе Господских песен праздники следуют в хронологическом порядке: Рождество Христово, Богоявление и т.д., Богородичные также расположены по хронологии. Отсутствие структурных трафаретов проявляется, например, в размещении покаянных текстов (ближе к «триодному» великопостному подразделу или после завершения «календарного года», как будет в «Богогласнике»), в составе, доле и расположении общеизвестных и новых, иноязычных и переводных песен. Униатская специфика западноукраинских кантов заметна в появлении песен на новые темы (евхаристические), в честь праздников Непорочного Зачатия Богородицы и др. и новым святым (например, Иосафату Кунцевичу).

 



 
PR-CY.ru