КАНТ

КАНТ – восточнославянский песенный жанр духовного и светского содержания в ХVII–ХIХ вв., созданный в городской учёной среде и бытовавший в письменной и устной традициях. Некоторые канты распространены до настоящего времени. Творцами кантов – «книжных песен» (термин Александра Владимировича Позднеева) – были образованные монахи, духовенство, преподаватели славяно-греко-латинских школ и коллегий, Киево-Могилянской академии (впоследствии Киевской духовной академии) и др. Канты – авторские произведения, хотя распространялись они большей частью как анонимные. В ХVIII в. традиция кантов фольклоризовалась. Поскольку в письменной фиксации канты сохраняли устойчивые стилевые признаки музыки и «книжной» поэзии, они относятся к сфере полупрофессионального творчества. Восточнославянские канты принадлежат к обширной территориально-временной традиции, которую исследователи делят по ряду параметров: национальным ареалам (украинские, белорусские, русские), конфессиям (православные, униатские), сферам применения (внелитургические, паралитургические), языкам (церковнославянский, национальные), тематике (чрезвычайно разнообразной при общем делении на духовные и светские канты). Появление канта в начале ХVII в. обогатило область духовной музыки; позднее в кантовой стилистике стали сочинять светские, бытовые песни. Достигнув расцвета в конце ХVII – ХVIII в., канты широко распространились во всех слоях общества. Среди исполнителей кантов были церковные хоры и ансамбли, ученики школ-бурс (бурсаки), братчики, купечество, ремесленники, крестьяне. Исследователями известно, что студенты (спудеи) пели под окнами зажиточных киевлян, прося подаяние (из-за частого исполнения студентами кантов «Мир дому сьому» они получили название «миркачи», а их пение – «миркування»). Традиция исполнения кантов сформировалась в Южной Руси в начале ХVII в., во время освоения православными украинцами и белорусами культурного опыта Речи Посполитой (а также в меньшей степени других стран Центральной Европы) – буферной зоны, ассимилировавшей достижения Запада и передававшей их через украинцев и белорусов на Восток. Первые канты имели исключительно духовное содержание. Интерес к новым песенным и поэтическим жанрам (как и к созданию драматических пьес) появился в конце ХVI – начале ХVII вв. под польским влиянием. В силу того, что украинские и белорусские земли входили в состав Речи Посполитой, польская музыкальная практика была повсеместной. Литургические песнопения и песни, включённые в состав служб (тождественные по значению церковным песнопениям и иногда заменяющие их), а также паралитургические песни, исполнявшиеся в церквах (до и/или после службы, до или после проповеди, после причащения и т.д.), постоянно звучали в римско-католических костёлах и каплицах, протестантских церквах, во время религиозных процессий, разучивались в школах и других учебных заведениях францисканцев, доминиканцев, иезуитов, пиаристов и др. В Речи Посполитой поэтические произведения духовного содержания, предназначенные для пения, обычно называли песнями, а слово «псальм» обозначало переложение библейского псалма.

 



 
PR-CY.ru