КАНТ - Страница 8

Популярные украинские канты могли служить метрическими моделями для польских песен, что позволяло исполнять последние на напевы украинских кантов. В издании «Owczarnia w Dzikim Polu Część ley Pierwsza Ze Trzynastu» (Львов, 1717 г.) рядом с текстами 19 польских песен значатся указания на «тоны», среди которых два известнейших украинскихканта: «О Мати Дiво чистая» (конец ХVII в.) и «Богородице, вiрным обороно» (около середины ХVII в.); на напев последнего пелось не менее 20 текстов. Образцы кантов второй половины ХVII в. интересны исследователям тематическими привязками ко времени и месту их происхождения, имеют общие сюжеты с народными историческими песнями-думами. По сюжетам исследователям несложно узнать канты с Подолья и Волыни, поскольку в них описаны нападения турецких войск на левый берег Днестра и на земли к северу до Волыни, бедствия народа под властью завоевателей. В текстах кантов славильные, молитвенные, исторические мотивы переплетаются. Так, в одном из них вначале прославляется Пресвятая Богородица («Радуйся, Марiе, Небесна Царице»), затем вспоминается чудесное мироточение Её иконы, которую носили по разным городам («В мiстечку Хотыню слезы Своя лила, Слезы-с выливала до Своего Сына… Плакала-с в Трембовлю, мiстечку кролевском, Повторне (в) Каменцу, повiтi подольском…»), а в конце следует молитва к Ней о заступничестве («Одойми меч острый от рук бесурманских, Не дай загубити всiх душ христианских» – Институт рукописей Национальной библиотеки Украины. Собрание С.И. Маслова). Перед текстом «Прийми, Всеблагая, Панно Пречистая» размещена ремарка: «...Пiснь людей, зостаючих в теперишном небезпеченстве (опасности) от турка»; в канте «Злый татарине, пекельный сыне» звучит мольба о помощи к архангелу Михаилу: «...(где) осеняет благодать твоя, там уступает сила вражия». Исследователям известен богородичный кант «Чистая Дiво, небесна Царице» антипротестантского содержания с нареканиями на «геретиков серца каменные», «лютерскiе блуды». В канте святителю Николаю многократно говорится о его борьбе с ересями: он «лукавый разум Арiю посрами, утверди вiру вся християн» и др. Тема религиозного противостояния была созвучна ситуации того времени в Южной Руси. Создание песен в честь Почаевской иконы Божьей Матери связано с чудом Её явления 23 июля 1675 г., после трёхдневной осады Почаевского монастыря (см. Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра) турецко-татарскими войсками под командованием хана Нуреддина. Пресвятая Богородица явилась в небе с омофором в руках в сиянии и окружении ангелов, рядом с Ней был явлен и преподобный Иов Почаевский. В народной думе (эпической песне) «Ой зiйшла зоря вечоровая, над Почаевом стала» говорится о Богородице-воительнице: «...Кулi вертала (пули возвращала), туркiв вбивала, монастыр рятувала (спасала)», после чего вражеское войско в панике отступило. Чудесное событие запечатлено на гравюре львовского мастера иеромонаха Никодима (Зубрицкого) и в канте «Весело спiвайте, челом ударяйте» (помещён в песеннике конца ХVII – начала ХVIII вв., созданном, как полагают исследователи, братией монастыря), в котором говорится о заступничестве Божьей Матери («Омофором ясным, для турков ужасным, монастырь свой покрывает…», «мерзких агарянов, злых магометанов стремглав от нас прогоняет»).

 



 
PR-CY.ru