КАНТ - Страница 7

Подобное трёхголосное оформление («кантовую гармонизацию») получали и тексты тех заимствованных песен, которые изначально пелись одноголосно (протестантские были известны в одно- и четырёхголосии). В современных научных трудах понятие «кантовое трёхголосие» широко применяется, поскольку оно стало тем определяющим музыкально-стилевым признаком, с которым, в частности, связывалось название «кант». Распевание текста на три голоса часто практиковалось устно; переписчики записывали (в целях экономии места и времени) только один, ведущий, голос (средний или верхний); так сделано, например, в первом издании «Богогласника» (1790–1791 гг.) и в других сборниках. В 1650–1720 гг. расширился репертуар западноукраинских кантов, определились его тематические группы, возникли сборники кантов – песенники (укр. спiваники), в конце ХVII в. они включали либо духовные и светские песни, либо исключительно духовный репертуар. Значительно увеличилось количество кантов на Господские и Богородичные праздники, славильных кантов, а также песен покаянного содержания (одна из них, «Во дому Давыдовi страшная совершается», с ремаркой «пiснь о покаянии человiка, выложена з антифона у Кiевской Академiи», вписана в западноукраинский Ирмологион 1729 г. Начали создавать канты в честь святых (наиболее чтимые – Николай Мирликийский, архангел Михаил, великомученица Варвары). Формировалась чрезвычайно показательная для украинской песенности сфера иконославильных богородичных кантов, которые во множестве фиксировались в галицких и русских сборниках до конца ХVIII в. (Ю.Е. Медведик выявил до 150 таких песен). Хотя иконославильные канты имеют, в основном, западноукраинское происхождение, в них чаще воспеты киевские и черниговские иконы Богородицы, почитаются также волынские (в частности, Почаевская иконы Божьей Матери), подольские, галицкие. На протяжении ХVIII в. Богородица и святые неоднократно прославлялись в кантах в связи с их чудесами. Однако запись или публикация сочинённых украинских песен часто совершались значительно позднее событий, поэтому при отсутствии ремарок с точными данными определить время написания ряда кантов исследователям достаточно сложно. Так, кант конца ХVII в. «Весело спiвайте» стал первым опубликованным украинским образцом этого жанра, издание которого произошло примерно через полвека после его создания (в сборнике: «Гора Почаевска, стопою и образом чудотворным Пресвятой Дiви Богородици почтенна». Почаев, 1742 г.), а сообщение о Её победе в 1675 г. «над турками» появилось ещё позже, в «Богогласнике» 1790–1791 гг. В конце 1710 гг. были, как полагают исследователи, сочинены другие песни Богородице, а также великомученице Варваре за помощь в прекращении мора 1714 г., однако запись об этом содержится только в песеннике 1773 г. С 1710–1720 гг. в Речи Посполитой активизировались публикации сборников польских славильных песен Пресвятой Богородице, среди которых исследователи встречают и наиболее известные украинские. Так же как в случае с рукописями, в начале книгопечатного периода чаще издавались единичные образцы песен в приложениях к сочинениям дидактического содержания, к катехизисам.

 



 
PR-CY.ru