КАНТ - Страница 2

У восточных славян второй польский термин несколько изменил форму (псальма) и стал обозначать песни духовного содержания. В первой половине ХVII в. украинские книжники стали применять термин «кант» (ср. лат. cantus; итал. cantо – пение), в частности, для обозначения светской песни (см., например, выражение «на лютнях кант модерували», т.е. исполняли на инструментах или в сопровождении инструментов, в пятой части поэмы иеромонаха Софрония (Почаского)). В ХVII в. названия «кант», «пение», «хор» применялись по отношению к музыкальным номерам украинских школьных драм и соответствовали аналогичным терминам «cantus», «chorus» в западноевропейских и польских спектаклях. Исследователи полагают, что термин «кант» связан и с польским названием песенников «kantyczky», «kantyky» (их характерный горизонтальный формат именовали «кантычковым»). У Николая Павловича Дилецкого (1670 гг.) название «kantykа» применено в похожем смысле – для обозначения тетради одной из партий партесного многоголосия, «тетради мусикийской». Кант как авторская «учёная песнь» сочинялся по правилам силлабической поэзии, что отличало его от бытовых народных песен. Поэтические тексты и напевы кантов предполагали использование стиховых и музыкальных моделей. Судя по сбрнику «Latopis Lwówski» (1649 г.), украинские канты в конце первой половины XVII в. уже исполнялись трёхголосно, что существенно отличало их от польских одноголосных (по записи) песен. Чтобы отразить все поэтические и музыкальные признаки нового жанра, украинские книжники ввели термин «кант». До конца XVII в. этот термин, по мнению исследователей, не был распространён у всех восточных славян: в Московской Руси духовные песни чаще называли псальмами. Но начиная с петровской эпохи кантами постоянно называли светские славильные песни (панегирический, виватный и другие канты). В украинской народно-песенной среде термин «псальма» применяется и в настоящее время, обозначая преимущественно поминальные, поучительные, покаянные, великопостные песни, тогда как праздничные называют колядками, «великодними» (пасхальные) и др. В настоящее время также распространено мнение, что кантами в противоположность псальме следует называть светские песни. В Центральной Европе публиковались церковно-певческие и песенные сборники трёх типов. Первый тип – протестантские канционалы ХVI – начала ХVII вв. с литургическими песнями и паралитургическими песнями. Традиция составления протестантских канционалов была заложена гуситами в 1420 гг. (см. ст. Гуситское пение); существует мнение, что эти сборники тогда же стали известны образованным белорусам и украинцам, что, впрочем, в отношении последних не доказано. Вторым и самым многочисленным типом были римско-католические сборники с литургическими и паралитургическими песнями на латинском и национальных языках, которые активно издавались в период Контрреформации. Третий тип сборника (римско-католический богослужебный церковный Канционал (Cantionale ecclesiasticum) с латинскими песнопениями разных жанров) не имел отношения к песенности. Латинское написание применялось католиками, протестанты использовали в названии своего сборника национальную орфографию.

 



 
PR-CY.ru