КАНТ - Страница 11

В некоторых сборниках корпус духовных кантов дополнен светскими. Поскольку почти каждый песенник использовался долгое время и менял владельцев и пользователей, дописанные разными почерками канты отражают и ранние, и более поздние «слои» песенного творчества. В связи с изменением униатского обряда с 1720 гг. создавались канты новой тематики: на разделенные в римско-католическом календаре праздники Пятидесятницы и Троицы; евхаристические на праздник Тела и Крови Христовой в четверг после Троицы, также исполняемые при выставлении в храме Святых Даров в любой другой день; на праздник Непорочного Зачатия Девы Марии; на день Семи скорбей; униатским святым (например, Иосафату Кунцевичу). Значительное место в репертуаре продолжали занимать канты, посвящённые Пресвятой Богородице. Они известны исследователям по многочисленным рукописям и изданиям этого периода. По соотношению текстов и напевов такие песни исследователи делят на разрозненные (относительно самостоятельные) и «семьи» родственных версий с близким содержанием, однотипной метрикой стиха и схожими элементами текста (иногда с одной и той же начальной строкой), что позволяет исполнять их на один напев. В «Богогласнике» содержится группа кантов чудотворным иконам Божьей Матери из разных монастырей (главным образом, василианских) и церквей: «Naymilsza Niebios i ziemi Ozdobo» – Загоровской иконе из некоего василианского монастыря Рождества Богородицы на Волыни, «Помози нам, Хрiсте Боже» – Поддубецкой иконе (c акростихом «Поддубецка»), «Królowa, Niebios Pani, Hołd dajem Ci poddani» – Кременецкой иконе (с акростихом «Krzemjenecka Pieśn») Кременецкого монастыря, «Мати свiта многопiта, небес оздобо» – Подгорецкой иконе из Благовещенской или Свято-Онуфриевской церкви Плесницкого (Подгорецкого) монастыря, «Boga wierni hołdownicy» – иконе из Белостокского монастыря (с акростихом «Bjałystok»), «Тройцы четцы хрïстïане» – Тригорской иконе, как полагают исследователи, из Преображенского монастыря в Житомире, «Zrzódło Łask, Wzorże Cnót, Nieba Ozdobą» – Загаецкой «Всемилостивейшей» иконе из мужского монастыря Загаецкого святителя Иоанна Милостивого, «Лiти давну, з чудес славну ублажаймо» – из Святогорского Зимненского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, «Przed wieki Niebios i Ziemi Królowa» – из Пугинского монастыря на Волыни; «Божiя Матерь сïяет, людïе грядiте» – Бердичевской иконе из монастыря кармелитов, «Согласно крикнiте» – Тывровской иконе «в граде Тиврове» на Подолье, Барской иконе из женского Свято-Покровского монастыря на Подолье, Тернопольской иконе из церкви Рождества Христова, а также Каменско-Струмиловской, Буцневской, Новосамборской, Подкаменецкой иконам. В рукописных песенниках исследователи встречают канты «Прислухайся, кто из боку и присмотрися» – Клокочевской иконе, «Нова утренка» – Руднянской и мн. др. Западноукраинские и белорусские монастыри, где находились чудотворные иконы, в ХVIII в. преимущественно были греко-католическими, некоторые – римско-католическими разных Орденов. Часть песен появилась в ХVII в., когда украинские обители были православными.

 



 
PR-CY.ru