КАНТ - Страница 9

Сочинители кантов использовали выражения Акафиста Пресвятой Богородице, в котором также звучит тема спасения Богородицей осаждённого города (Константинополя): «Тем плещите в длани, поюще вся страны, Сей Возбранной Воеводi». Песня стала известной, имела долгую историю, вошла в «Богогласник» и его переиздания. В конце ХVII – начале ХVIII вв. было создано много кантов, ставших популярными, в том числе часть репертуара, вошедшего в «Богогласник» 1790–1791 гг. Одновременно окончательно сформировалась структура песенников. Несколько сборников из Лемковщины имеют «циклически-тематическое» строение: вначале идут Господские песни на праздники (рождественские, богоявленские, страстные, пасхальные, славильные), далее Богородичные песни, приуроченные к Богородичным праздникам и молитвенные, на прославление Её икон и др. Начальные строки некоторых кантов соответствуют инципитам богослужебных песнопений, например, на Рождество Христово: «Слава буди во вышних Богу» – «Слава во вышних Богу», на Воздвижение Честного Креста: «О треблаженное древо» – «О древо треблаженное» и многие др. Со временем всё большее значение приобретала организация песенников по календарю (минейный тип). На протяжении второй половины ХVII – ХVIII вв. разрозненные канты включали в служебные и неслужебные книги. Несколько широко известных образцов с нотами и без них («Иордан реко», «О Дiвице Пречистая», «Во дому Давыдовi», «Веселися, веселися», «О кто восплачет» и др.) обнаружено в текстах украинских нотолинейных Ирмологионов, единичные – в партесных поголосниках. Исследователям известно о записях кантов в Триодях, сборниках житий святых и др. С ХVIII в. кант получил активное паралитургическое и литургическое применение у греко-католиков Западной Украины (в Белоруссии униатская традиция утвердилась в ХVII в.): песни исполнялись в храме до или после проповеди, после причастия или заменяли богослужебные песнопения. Есть и прямые указания на исполнение кантов униатами после службы (например, о песне «Рай прекрасный насажденный»: «...Сiя пiснь пiта имат быти в недiлю сыропустiя в услышанiе всiм людем по божественной Лiетургии» и др.;). В греко-католических храмах Белоруссии песни исполнялись в сопровождении органа, тогда как служба пелась a cappella. О привязке к календарю свидетельствуют, во-первых, отнесение кантов в служебных книгах к определённым дням или периодам года, во-вторых, составление песенника (или его части) по календарю наподобие Праздничной Минеи (с включением цикла Триоди после Богоявления или Благовещения), что давало возможность выбрать песню согласно евангельским событиям и дням памяти святых. Потребность в песенных антологиях на весь церковный год привела к появлению во второй и третьей четверти ХVIII в. первых развёрнутых рукописных песенников. Особое место среди них занимает единственный известный в настоящее время белорусский сборник большого объёма (213 песен и молитв), составленный в Супрасльском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре в 1740 гг., – «Книга песнопений, сиречь Iрмологiон» (Библиотека Академии Наук Литвы; исследователи нередко называют его Богогласником).

 



 
PR-CY.ru