КАНТ - Страница 31

Самые характерные образцы искусства лирников – покаянные и философско-морализаторские канты (репертуар последнего раздела «Богогласника»), праздничные рождественские колядки, песни Пресвятой Богородице, Антонию Киево-Печерскому, святителю Николаю, апостолу Иоанну Богослову. Сольный репертуар лирников записан, в частности, в сборнике Порфирия Даниловича Демуцкого «Лира и ее мотивы» (Киев, 1903 г.). Традиция сольных лирницких кантов в настоящее время возрождается в особом направлении аутентичного вокально-инструментального исполнительства (объединение музыкантов «Киевский кобзарский цех» и др.). В народной и церковной среде духовно-песенный репертуар распространён в ансамблевом исполнении. В Белоруссии и в Украине широко бытуют рождественские (в том числе вертепные) колядки из «Богогласника», великопостные и поминальные покаянно-наставительные псальмы. В старообрядческой книжности имеют хождение сборники духовных стихов, среди которых встречаются и канты. В Украине (вероятно, в ХIХ в.) принципы церковного кантового пения оказали влияние на народно-песенное многоголосие, особенно на Левобережье Днепра, где в ряде местных традиций Полтавской и Харьковской областей типовой трёхголосный состав определяет стиль песен. Соединение в песнях Полтавщины принципа терцового параллелизма верхних голосов (при ведущем среднем) с богатой мелизматической мелодикой, варьируемой в ладовом отношении, позволяет исследователям считать «народно-кантовое» пение Левобережья вершиной украинской многоголосной песенности. В Западной Украине, где народная песня исключительно одноголосна, многоголосной является полупрофессиональная (набожная) паралитургическая и литургическая песня (так же как в Польше). В первой трети ХХ в., на новом витке развития духовной песни, возникла так называемая нововасилианская песня, авторская и анонимная. Одним из её интонационных истоков явился кант наряду с романсом и хоровым гимном. Было принято, в частности, сочинять новые тексты «на тон» известных кантов, например, святителю Николаю. Значительный вклад в изучение поэтических и музыкальных особенностей духовного канта, его истоков и развития внесли Владимир Николаевич Перетц, Владимир Михайлович Гнатюк, Василий Григорьевич Щурат, Михаил Степанович Возняк, Юлиан Андреевич Яворский, Александр Владимирович Позднеев, Тамара Николаевна Ливанова, Георгий (Юрий) Всеволодович Келдыш, Лариса Филипповна Костюковец, Елена Евгеньевна Васильева, Л.В. Ивченко, О. Гнатюк, Ю.Е. Медведик, Д. Штерн, П. Женюх, Л.Н. Сидорович, О.Л. Зосим.



 
PR-CY.ru