Словарь по христианству К КАТЕНЫ - Страница 3

КАТЕНЫ - Страница 3

Интерес к катенам проявлялся и в среде протестантов. Так, известным голландским знатоком классической греческой литературы Й. Мёрсием была издана катена на Песни Песней. Англиканин Патрик Янг издал катену Никиты Ираклийского на Книгу Иова. Первой катеной, изданной трудами православных учёных, была так называемая катена «трёх отцов» на Песни Песней, изданная иеромонахом Иерофеем Авватиосом. Исследователям известны также три издания XVIII в.: катены на Пятикнижие иеромонаха Никифора Феотоки (1772–1773 гг.), славянского Толкового Апостола (Почаев, 1784 г.) и катены Никиты Ираклийского на Книгу Иова (1792 г.). Иногда греческий оригинал, лежащий в основе изданных латинских переводов катен, исследователи не могут с точностью установить. Например, латинский перевод Липпомано катены на книги Бытие и Исход не соответствует ни одному из известных им греческих типов. Рукопись, по которой Барбаро осуществил издание греческого текста катены на псалмы, также до сих пор исследователями не установлена, что заставляет их предполагать наличие у этого издания нескольких источников. С начала XVII в. исследование катен приобрело новое направление. Некоторые учёные видели свою задачу не в издании полного текста катен, а в поиске и изучении тех катенарных отрывков, которые либо не имели параллелей в прямой традиции комментариев, гомилий и схолий древних экзегетов либо, имея такие параллели, оставались неизданными. Это направление представлено трудами как католиков: иезуитов Фронтона дю Дюка (1558–1624 гг.), Жака Сирмона (1559–1651 гг.), доминиканца Франсуа Комбефиса (1605–1679 гг.), бенедиктинца Бернара де Монфокона (1655–1741 гг.), так и протестантов: Й.Э. Грабе (1666–1711 гг.). К XVIII в. относятся первые попытки обобщить знания о катенах, составить приблизительный перечень рукописей, содержащих катены, а также разделить их на типы. Ещё в XVII в. некоторые исследователи начинают высказывать сомнения в подлинности атрибуции тех или иных фрагментов авторитетным экзегетам, зарождается критическое отношение к катенам, предполагающее сравнение прямой традиции полных комментариев, гомилий и схолий с катенарным материалом. В XVIII в. наиболее полно такой критический подход к исследованию и изданию катен реализовал Христан Фридрих фон Маттеи, который издал в Москве ряд катен на Евангелие от Марка, «Деяния святых апостолов», соборные Послания и Послания апостола Павла. Напротив, в издании катен на все книги Нового Завета, выполненном Дж.Э. Крамером, практически отсутствует критика текста. Это привело к значительному количеству ошибок в разбивке материала на отрывки и атрибуции последних. Такой же некритический подход был характерен для ранних изданий катенарных отрывков разных авторов, которые выполнили А. Маи (1782–1854 гг.) и Жаном-Батистом Питра (1812–1889 гг.).

 



 
PR-CY.ru