КАТЕНЫ - Страница 5

Одновременно с этим продолжаются исследования катенарных фрагментов отдельных авторов, начатые в конце XIX в. Комиссией по изучению отцов церкви (Kirchenväter-Сommission) Прусской Академии Наук и продолженные Комиссией по изучению позднейАантичности и истории религии Берлинской Академии Наук. С точки зрения внешней формы расположения текста в рукописях исследователи делят катены на три класса: маргинальные, в две колонки и широкие (или чередующиеся). В маргинальных катенах (нем. Randkatenen) библейский текст, написанный более крупными буквами, располагается в центре листа, внутреннее поле (прилегающее к месту скрепления листов) остаётся пустым, а три внешних поля листа заполняются текстом экзегетических извлечений, которым, как правило, предшествуют имена авторов, иногда написанные киноварью или синим цветом (например, «Эпитома» Прокопия Газского на Восьмикнижие, XII в.; славянский Христинопольский Апостол, XII в.; грузинская Гелатская Библия). В редких случаях отрывки толкований окаймляют библейский текст со всех четырёх сторон (так называемые рамочные катены (нем. Rahmenkatenen), данный термин может применяться ко всем вообще маргинальным катенам). К этому же типу некоторые исследователи (в частности, Р. Деврес) относят катены, в которых центр листа занимает не библейский текст, а какой-либо комментарий на книгу Священного Писания или другая катена. Примерами подобных рукописей могут служить рукопись XIII в. (в центре листа – «Большой комментарий» Исихия Иерусалимского на псалмы, на полях – катенарные фрагменты на Псалтирь разных толкователей), рукопись, в центре листа которой – катена на Евангелие от Луки, на полях – другая катена Никиты Ираклийского на то же Евангелие, рукопись  с маргинальной катеной на Восьмикнижие с позднейшими дополнениями на полях. Распространение маргинальных катена во многом явилось причиной возникновения интерполяций в тексте толкований: переписчики рукописей нередко включали маргинальные схолии в основной текст комментария или базовой катены. В катенах в две колонки библейский текст и катенарные отрывки расположены на листе симметрично, в две колонки, друг против друга. По мнению Ж. Дориваля, греческие маргинальные катены не произошли от катен в две колонки, которые, в свою очередь, возникли в результате пополнения коллекций схолий палестинского происхождения, также располагавшихся в две колонки. В широких (нем. Breitkatenen, Textkatenen), или чередующихся, катен в центре листа приводится несколько перикоп библейского текста, ниже, непосредственно за ними, следуют схолии различных комментаторов, как правило, с указанием имён. Расцвет маргинальной формы катен приходится на VII–XI вв.

 



 
PR-CY.ru