КАТЕНЫ - Страница 8

В обоих случаях указано на извлечения из сочинений тех или иных экзегетов, а не на какую-либо устную традицию толкований. Термин закрепился за многими типами катен, не имеющими отношения к Прокопию Газскому. Так, сборник катен в рукописи X–XI вв., именуется «извлечения различных толкователей», в дугой рукописи (X в.) – «извлечения из толкований». Иногда составители катен вместо пересказа толкования древних экзегетов предпочитали дословно приводить их оригинальный текст. Таким образом, они различали собственное компилятивное толкование, составленное на основе изученных комментариев других авторов (из широкого комментария), и прямые цитаты соответствующих комментариев. Катены, составленные Ираклийским митрополитом Никитой (ум. после 1117 г.), чаще всего имеют название «собрание толкований». Другие термины: «собрание толкований», «сокращённое толкование», «толкование в сокращении», «толкование в извлечении», «извлечение толкований» – указывают на то, что содержащиеся в соответствующих рукописях комментарии являются сжатым пересказом оригинальных экзегетических сочинений. Во многих рукописях катен встречается термин, указывающий на отдельное краткое толкование, заимствованное составителем или редактором катены из какой-либо коллекции экзегетических отрывков; он противопоставляется полному комментарию, из которого сделаны выдержки. Имея на руках уже составленный кем-то сборник извлечений из комментариев и используя его в качестве рабочего материала, составитель катены достаточно редко мог обращаться непосредственно к самим комментариям. Так, рукопись XV в. содержит катену Феодора Ираклийского на Книгу пророка Исаии, составленную не на основе полных комментариев и гомилий, а из вторичного материала – сборника экзегетических отрывков. Рукопись XIII в. приводит толкования одних авторов (букв. – из ткани, из материала, т.е. из основного текста комментария), а других авторов (т.е. из коллекции схолий). В большинстве случаев схолии анонимны, имя автора схолии (в родительном падеже) встречается редко: схолия Климента. Катенарные схолии исследователи отличают от ранних экзегетических схолий как отдельной формы толкования Священного Писания, которая использовалась самими оригинальными экзегетами. Так, по свидетельству Иеронима Стридонского, экзегетические сочинения Оригена ещё при его жизни распространялись в трёх формах: комментариев (или трактатов), гомилий и схолий. Схолии, которые Иероним Стридонский также называл извлечениями (excerpta), обозначениями или указаниями, изначально имели форму кратких ремарок на текст Священного Писания, записанных, как полагают исследователи, учениками Оригена во время его лекций. В этом же жанре схолий написаны толкования Афанасия Александрийского на псалмы (авторство спорно) и Исихия Иерусалимского на малых пророков.

 



 
PR-CY.ru