КАТЕНЫ - Страница 6

С XII в. начинают преобладать широкие катены, т.к. данный жанр всё чаще воспринимался как разновидность сплошного компилятивного комментария. Эта форма характерна для большинства негреческих восточных катен. С точки зрения использованных источников исследователи делят катены на первичные и вторичные. Первичные катены содержат материал, заимствованный непосредственно из сочинений цитируемых писателей. Вторичные представляют собой переработку какой-либо другой катены, т.е. составитель вторичной катены по большей части заимствует материал не из самих экзегетических сочинений, а из одной или нескольких других катен, которые, в свою очередь, могут быть первичными или вторичными. Многие из цитируемых в экзегетических компиляциях сочинений не сохранились, и катены являются единственной (косвенной, или вторичной) формой передачи их текста. В случае, когда полный текст использованных комментариев сохранился, катены, особенно первичные, могут служить важным вспомогательным средством при изучении прямой традиции соответствующих сочинений, восполняя лакуны и предлагая варианты чтения. Имея перед собой несколько разных катен, переписчики рукописей могли либо смешать фрагменты несколько катен, избегая дублирования, и создать, таким образом, новую катену, либо расположить материал катен-источников в варианте, представленном в рукописях. В последнем случае исследователи говорят не о составлении новой катены, а об одной из форм передачи имеющихся катен-источников. Данная форма отличается от той, которая предполагает следование в одной рукописи фрагментов из нескольких катен, т.к. такое следование допускает определённую модификацию катен-источников. В случае расположения рядом нескольких катен изменение их состава минимально, что выражается в особой форме расположения на листе рукописей материала разных катен. Так, например, в рукописи X–XI вв., рядом расположены катена на Псалтирь, составленная на основе схолий Исихия Иерусалимского, и катена, состоящая из серии фрагментов Петра Лаодикийского, Феодорита Кирского и других авторов. В кодексе XIII в. внутреннее поле листа занимает катена на Псалтирь из схолий разных авторов, а три внешних поля – комплексная катена на Псалтирь. У исследователей нет никаких оснований считать, что текст схолий и катена на внешних полях составляют одну катену. Первые составители греческих катен называли свои сборники экзегетическими извлечениями. С некоторой долей условности исследователи считают коллекцией, но не катеной так называемую Филокалию Оригена, которая была составлена около 358/359 г. Василием Великим и Григорием Богословом и представляет собой извлечения из четвёртой книги Оригена «О началах», посвящённой принципам толкования Священного Писания, и Гомилий на Книгу пророка Иеремии, затрагивающую вопросы свободы воли.

 



 
PR-CY.ru