КАТЕНЫ - Страница 7

С точки зрения содержания «Филокалию» исследователи считают не столько экзегетическим, сколько герменевтическим и догматическим сборником. Прокопий Газский (начало VI в.), которому традиция приписывает создание жанра экзегетических катен, в предисловии к Комментарию на Восьмикнижие рассказывает о собственном методе составления катен. Прежде чем приступить к изъяснению библейского текста, он собрал толкования различных авторов, извлечённые или из их комментариев, или из других сочинений. Собранные в одном месте, эти избранные отрывки приводились Прокопием дословно. Однако со временем он заметил, что все цитаты, согласные между собой или иногда противоречащие друг другу, составляют слишком объёмный том. Поэтому Прокопий решил сократить текст, сделав выборку по следующим принципам: если несколько авторов одинаково комментируют тот или иной библейский текст, приводится лишь одна цитата; если толкования комментаторов различаются между собой, даётся краткое изложение различных мнений не в виде дословных цитат, а в форме сплошного пересказа. Сохранился лишь этот переработанный комментарий на Восьмикнижие, обычно называемый «Эпитомой» или сокращением извлечений Прокопия. При отсутствии самих источников он является важным источником сведений о материалах, использованных Прокопием. Для других книг Священного Писания, на которые Прокопий составил катены (книги Екклесиаста, Притчей Соломоновых, Песни Песней), сохранились не только извлечения, но и источники (последние, впрочем, имеют такое же название). Аналогичное название носят катены на псалмы, составленные неизвестным схолиастом и представленные тремя рукописями: X–XI, IX и X–XI вв. В утраченной туринской рукописи сборник носил название «Собрание экзегетических извлечений». Катены на Евангелие от Матфея, содержащиеся в туринской рукописи, а также катены на первое Послание к Коринфянам (XI–XII и XI вв.) носят то же название. Во всех перечисленных рукописях текст катен имеет структуру, схожую с катенами Прокопия Газского. Тот факт, что он расположен в две колонки, заставил Р. Девреса предполагать, что в основе этих рукописей лежит оригинал, содержащий катену на многие книги Священного Писания и переписанный по частям в середине X в. В надписаниях катен, каким-либо образом связанных с Прокопием Газским, часто содержатся имена авторов, комментарии которых использовал схолиаст. При этом употребляется выражение «со слов». Например, катена на Послание к Ефесянам имеет надписание «том экзегетических извлечений из слов Оригена, блаженного Иоанна, Севериана, Феодора». Аналогичным образом в начале «Эпитомы» Прокопия Газского на книги Песни Песней и Екклесиаста упоминаются используемые комментаторы «Прокопия христианского софиста Сокращение экзегетических извлечений из слов Григория Нисского... и различных других (писателей)»).

 



 
PR-CY.ru