ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - Страница 10

Тамбовский и Мичуринский епископ Иоасаф (Журманов; впоследствии архиепископ) говорил, обращаясь к пастве: «Радость моя омрачена тем, что среди вас есть люди, которые, называя себя христианами, на деле не являются ими. Эти люди – сектанты и так называемые самосвяты, они отрицают храм Божий, не признают его и даже глумятся над этой святыней... Только себя они считают православными христианами». В связи с репрессиями члены нелегальных религиозных объединений усиливали конспирацию и продолжали активно действовать, организуя новые группы. В 1947–1948 гг. движение истинно православных христиан распространилось в ряде районов Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей. В частности, на Тамбовщине, в основном, в северных районах, действовали три центра истинно православных христиан. Первоначально ими руководили выходцы из Липецкой области В. Титов, П. Мордасов, П. Половинкин, Е. Прибыткова и др. Священнослужителей было мало, и в качестве пастырей странствовали по области «проповедники» и «старшие братья по духу». В группы истинно православных христиан, как правило, входило 10-15 человек из одного населённого пункта во главе со «старшим братом» или «старшей сестрой». Общим руководителем «истинно православных» Тамбовской и Липецкой областей считался В. Титов, который выступал с обращениями и воззваниями, широко расходившимися в списках. В Центральном Черноземье и Нижнем Поволжье во второй половине 1940 гг. вновь активизировались буевцы. В Тамбовской области возникли их новые группы, которые собирались вокруг небольших «домашних монастырей». Судя по одной из крупнейших общин в Мичуринске, в подавляющем большинстве такие общины состояли из женщин старшего и пожилого возраста, около половины были монахинями; службы проводились в условиях строгой конспирации. В 1950–1951 гг. большинство катакомбных общин в Тамбовской области было разгромлено, уцелело лишь несколько городских групп. Общины буевцев в Воронеже и в ряде районов Воронежской области после войны окормлял один из соратников епископа Алексия (Буя) архимандрит Никандр (Стуров), освобождённый из лагеря в 1943 г. Вышедший на свободу вместе с ним иеромонах Анувий (Капиус) окормлял буевские общины, которые действовали на юго-востоке Воронежской области, а также в Урюпинском и Хопёрском районах Сталинградской (ныне Волгоградской) области. В 1951 г. иеромонах Анувий был арестован и осуждён. Его обвиняли в том, что он «являлся руководителем антисоветской организации так называемых истинно православных христиан». Во второй половине 1940 гг. на большой территории действовали михайловцы. Это движение было основано самозваным «епископом» Михаилом Ершовым, выдававшим себя за великого князя Михаила Романова. Он якобы был рукоположён в иереи в 1930 г. иосифлянским епископом Нектарием (Трезвинским), а затем получил архиерейскую хиротонию от андреевского епископа Антония Миловидова. С 1943 г. М. Ершов находился в заключении, однако его последователи организовали ряд нелегальных общин. Так, подпольные домовые храмы михайловцев действовали в городе Касимове, посёлке Сынтул и деревне Перхурово Касимовского района Рязанской области. Эти общины были раскрыты в 1949 г., их руководители арестованы.

 



 
PR-CY.ru