ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - Страница 3

Очевидно, существовал общий план разгрома церковной оппозиции, объединённой, по версии ОГПУ, в единую организацию ИПЦ. Это название в разных следственных делах расшифровывалось как «Истинно Православная Церковь» или как «истинно православные церковники». В специальном введении в обвинительном заключении по следственному делу «Всесоюзного центра ИПЦ» говорилось о существовании якобы внутри РПЦ («Тихоновской церкви») групп «наиболее непримиримо настроенных к Соввласти кругов мирян, духовенства и иерархов», которые после «Декларации» митрополита Сергия сформировали «контрреволюционную монархическую организацию “истинно православных церковников”». В начале 1930 гг. были сфабрикованы дела о «филиалах ИПЦ» в Ленинграде, Москве, Серпухове, Твери, Казани, Пензе, Самаре, Саратове, Уфе, Нижнем Новгороде, Арзамасе, Удмуртской и Марийской автономных областях, Северо-Кавказском крае, Харькове, Одессе, Днепропетровске, Белоруссии. В числе обвиняемых по этим делам проходили архиереи, как являвшиеся сторонниками митрополита Иосифа, например, епископы Сергий (Дружинин), Варлаам (Лазаренко), Синезий (Зарубин), Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов), так и не принадлежавшие к иосифлянскому течению. В 1932 г. по делу «Московского филиала Всесоюзного центра ИПЦ» обвинялся епископ Серафим (Звздинский), входивший в умеренную группу «непоминающих». По этому же делу был в очередной раз осуждён глава андреевского движения епископ Андрей (Ухтомский). Раньше по делу «Уфимского филиала ИПЦ» был осуждён сторонник епископа Андрея епископ Вениамин (Троицкий). Другие епископы андреевского поставления также были осуждены, в основном, за принадлежность к ИПЦ. Обвинения в причастности к ИПЦ продолжали и в дальнейшем использоваться против священнослужителей, не принявших «Декларацию» митрополита Сергия. Вновь арестованный в 1934 г. митрополит Кирилл (Смирнов) обвинялся следствием в попытках «восстановить ликвидированную в 1931–1932 гг. контрреволюционную организацию ИПЦ». Сходные обвинения в принадлежности к «нелегальной контрреволюционной организации церковников ИПЦ» тогда же были предъявлены «непоминающим» священномученикам архиепископу Серафиму (Самойловичу), епископам Дамаскину (Цедрику) и Парфению (Брянских). В современной литературе получило распространение утверждение, что в конце 1920 – 1930 гг. в СССР существовала развитая иерархическая структура катакомбной «Истинно Православной Церкви», включавшей тайный епископат иосифлянского, андреевского и даниловского (по Даниловской группе непоминающих) преемства. В настоящее время большинство авторитетных исследователей сомневаются в истинности подобных утверждений. Значительная часть общин оппозиционных церковных течений действительно сумела сохраниться на некоторое время, перейдя на нелегальное положение и продолжая богослужения после закрытия храмов в домашних церквах и молельнях. Однако единой, охватывавшей всю страну организацией эти оппозиционные церковные группы не являлись. Как правило, они образовывали своеобразные региональные объединения, получившие название по имени местных архиереев, впоследствии репрессированных органами ОГПУ.

 



 
PR-CY.ru