ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - Страница 5

В первой половине 1930 гг. в следственных делах о нелегальных религиозных группах обозначение «филиалы ИПЦ» давалось всем «антисергианским» общинам, и даже тем из них, где признавали митрополита Сергия, но не поминали за богослужением советские власти. Наряду с этим органы безопасности особо выделяли организации «истинно православных христиан» (истинно православные христиане, в документах ИПХ). В эту категорию в то время включались, как правило, не православные общины, а сектантские объединения крайнего апокалиптического толка. Эти группы объединяла убеждённость в наступлении после революции 1917 г. «царства антихриста», скорого конца света и Второго пришествия Христа. Помимо эсхатологических ожиданий им часто было свойственно обожествление своих духовных руководителей (вера в возможность перевоплощения Бога в человека), что сближало их с сектой хлыстов. Члены таких религиозных общин бойкотировали практически все касавшиеся их государственные мероприятия: отказывались вступать в колхозы, сдавать хлеб государству, получать документы, участвовать в выборах или переписях населения, отдавать детей в советскую школу, посещать кинотеатры или слушать радиопередачи. Радикальность взглядов и поведения членов подобных групп была большим подспорьем для советской антирелигиозной агитации и служила основанием для репрессий не только против сектантских групп, но и против православной церкви. На рубеже 1920 и 1930 гг. в разных регионах страны насчитывалось не менее 16 организаций, причислявшихся к истинно православным христианам. Среди них были как ещё не вполне оформившиеся, полусектантские группы, члены которых не считали себя находящимися вне церкви и продолжали посещать православные храмы, так и вполне сложившиеся секты, которые сформировались задолго до революции 1917 г. В Нижнем Поволжье с 1890 гг. активно действовала секта еноховцев, возглавляемая бывшим единоверческим священником Н. Благовещенским, объявленным своими сторонниками «пророком Енохом», и бродячим проповедником А. Черкасовым, считавшимся «пророком Илиёй». После революции их деятельность активизировалась, центр еноховцев располагался в «монастыре-коммуне» (по терминологии следственных органов) на хуторе Козловском на реке Ахтуба (ныне близ села Заплавное Ленинского района Волгоградской области). Ответвлением еноховцев была секта летунов. Их руководитель проповедник Михаил Шашков называл себя «святым последнего времени». Центр летунов находился при «монастыре-коммуне» в Шашковой балке близ села Пришиб (ныне город Ленинск Волгоградской области). В 1925 г. члены секты собирались на горе, намереваясь, по их словам, «улететь на небо, подобно пророку Еноху»; в связи с этим и появилось название секты. Больше всего группы истинно православных христиан проявляли себя в Центральном Черноземье, где до революции существовали многочисленные сектантские общины хлыстов, духоборов, молокан со сходными эсхатологическими взглядами. Из новых движений одними из наиболее значительных и воинственных во второй половине 1920 гг. стали фёдоровцы. Это движение возникло в Воронежской губернии и объединяло от 3 до 5 тыс. сторонников. Его основателем был крестьянин Фёдор Рыбалкин, уроженец Богучарского уезда Воронежской губернии.

 



 
PR-CY.ru