ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ I. Общее название нелегальных религиозных сообществ и групп в СССР в 1920–1980 гг., часть катакомбного движения. II. Самоназвание ряда неканонических псевдоцерковных организаций в России и на Украине с 1990 гг. Как синонимы «истинно православные христиане», так и самостоятельно употреблялись термины «истинно православные», «Истинно православная Церковь» (ИПЦ). I. Первое документально зафиксированное появление термина «истинно православные» относится к 1923 г. и связано с реакцией верующих на возникновение обновленчества. В письмах в защиту патриарха Тихона, которые направлялись в Комиссию по делам религиозных культов при ВЦИК СССР из православных приходов Северного Кавказа, Средней Азии и Центрального Черноземья, верующие называли себя «истинно православными», противопоставляя, таким образом, свои сохранившие верность патриарху общины обновленческим. Однако затем «истинно православными» стали именоваться преимущественно религиозные группы, которые не признавали канонической высшей церковной власти и выступали за переход к тайным (катакомбным) формам религиозной жизни. Впервые термин «истинно православные христиане» в этом значении стал употреблять епископ Андрей (Ухтомский). Став одним из основателей катакомбного движения, с начала 1920 гг. он практиковал тайные хиротонии викарных епископов для разных епархий. После кончины патриарха Тихона (1925 г.) епископ Андрей не согласился с передачей управления церковью Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому) и впоследствии не признавал канонических прав Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), обвиняя обоих в компромиссах с советскими властями. По некоторым сведениям, епископ Андрей, порвав с патриаршей церковью, перешёл в старообрядчество (по другим данным, речь шла о попытке присоединения старообрядцев к православию). Именно от старообрядцев, по мнению современных исследователей, епископом Андреем был заимствован и термин «истинно православные христиане», встречавшийся в старообрядческой литературе. Так, одно из самоназваний существующего с XVIII в. беспоповского согласия бегунов – истинные православные христиане странники (ИПХС). Последователи епископа Андрея (Ухтомского), так называемое андреевское движение как часть истинно православных христиан, наиболее активно проявили себя на Урале и в Среднем Поволжье. Первоначально андреевские общины в обрядовом отношении не отличались от православных приходов, их окормлял значительный епископат, ведущий преемство от епископа Андрея (Ухтомского); особенностью андреевских архиереев был отказ от поминовения за богослужением местоблюстителя митрополита Петра, которого признавали главой церкви другие оппозиционные митрополиту Сергию церковные течения. В конце 1920 гг. практически все епископы-андреевцы были репрессированы. В 1931 г. был арестован последний остававшийся на свободе Староуфимский епископ Аввакум (Боровков), руководитель движения аввакумовцев в Чувашии («Союз православной Церкви Чувашии»). В 1937 г. андреевский епископат был почти полностью уничтожен в ходе массовых репрессий. Последними известными архиереями андреевцев были Симон (Андреев; ум. в 1942 г.) и Пётр (Ладыгин; ум. в 1957 г.).

 



 
PR-CY.ru