ИРМОЛОГИОН - Страница 10

Особенно активной была миграция белорусских священно- и церковнослужителей, обусловленная преследованиями православных на белорусских землях с начала ХVII в. Со второй половины ХVII в. украинские и белорусские Ирмологионы стали пополнять книжницы российских монастырей и соборов. В Московии Ирмологион чаще всего именовался «Ирмологием» (см. автограф патриарха Никона 1657 г. в Ирмологионе священника Тимофея Куликовича; Исторический музей, 1652 г.; Российская национальная библиотека; Национальная библиотека Украины), «Ермологием» (Российская государственная библиотека; Российская национальная библиотека; Исторический музей), «Ирмологом» (Исторический музей). Такие формы названий сложились в российском контексте бытования Ирмологиона южнорусского типа. В архивационных ремарках библиотечных фондов встречаются оригинальные надписания («Ирмолайчик» – Российская национальная библиотека). В ХVIII в. Ирмологионы южнорусского типа составлялись многими украинскими певчими, монашествовавшими или служившими в Москве и Санкт-Петербурге (например, два Ирмологиона священника и певчего Гавриила Головни: Национальная библиотека Украины, 1752 г., и Российская национальная библиотека, 1762 г.). Особенность содержания Ирмологионов, созданных в России, состоит в дополнении типичного украинского репертуара несколькими местными или монастырскими песнопениями. Названия песнопений «российское» (Российская национальная библиотека; Национальная библиотека Украины), «великороссийское» (Исторический музей и др.), «греческое» (около песнопений, первоначально не известных на украинских землях) и прямые указания на места создания служат признаками Ирмологионов, составленных в России или под российским влиянием (например: Национальная библиотека Украины, 1770 гг.). Ирмологион выделяется разнообразием на фоне других певческих книг, но в то же время развивается в общем русле оформления рукописной книги. Имена большинства иллюстраторов Ирмологионов исследователям неизвестны; во многих случаях это были сами переписчики (например, Иоанн Ропалевский – Ирмологион 1741–1744 гг.). Иногда имя указано на титульном листе (например, дьяк и певчий Иоанн Югасевич, в 1778–1812 гг. составивший и проиллюстрировавший девять Ирмологионов). В создании книг принимали участие опытные мастера декора, например: «рачитель Иоанн Омелькович, иконотворец от града Гугнова [Угнев]» (1672 г.); Иаков, иерей Покровской церкви села Немильня на Волыни (1753–1754 гг.); иеромонах Прохор (Черниговский исторический музей, первая половина ХVIII в.); «иконописец многогрешный» Симеон (1730 г.).

 



 
PR-CY.ru