ИРМОЛОГИОН

ИРМОЛОГИОН – украинско-белорусский церковно-певческий сборник смешанного состава на пятилинейных нотах, включающий традиционный монодийный репертуар и сокращённо излагающий певческие циклы Обихода, Октоиха, Ирмология, Минеи и Триоди. Первые сохранившиеся экземпляры Ирмологиона исследователи относят к концу ХVI в., этот тип сборника (как и древнерусские певческие сборники с конца XV в.) сложился под влиянием византийской и поствизантийской певческой книжности (сборники Аколуфия, Пападики и Анфология) и применялся до начала ХХ в. Песнопения отечественной традиции (знаменный распев Юго-Западной Руси) и другие напевы излагались в Ирмологионе так называемой киевской нотацией. В отличие от византийской и древнерусской книжности, в которых в Х–ХVII вв. было принято использовать несколько видов певческих книг, Ирмологион стал в Юго-Западной Руси в это время единственным видом певческого сборника, своеобразной антологией монодийного репертуара. Имея в виду многочастное строение и смешанный состав южнорусских Ирмологионов, Степан Васильевич Смоленский назвал их «великими южнорусскими ирмолоями». Партесные многоголосные композиции, исполнявшиеся в ХVII–ХVIII вв. одновременно с монодией, записывались в книгах другого типа – поголосниках, хотя иногда включались и в Ирмологион в виде «последовательной партитуры» (поочерёдной записи хоровых партий). Формирование Ирмологиона происходило в период расцвета и существенного обновления украинского и белорусского певческого искусства в ХVI – первой половине ХVII вв. В то время возникла необходимость записи трёх различных корпусов песнопений: традиционных отечественных (южнорусские ветви знаменного пения, «киевского», «руского» и других «напелов»), ассимилированных поствизантийских (греческого, болгарского, сербского, молдавского («мултанского», «волоского») и других распевов), а также появившихся в начале ХVII в. новых церковных мелодий песенно-кантового склада. По мнению исследователей, также культивировалась запись «для памяти» ряда очень сложных и мелодически разнообразных напевов греко-южнославянского происхождения, представлявших для певцов художественный интерес, но, скорее всего, не исполнявшихся на богослужении. Певческий репертуар был зафиксирован в Ирмологионе с помощью универсальной пятилинейной киевской нотации – первого у восточных славян типа нотного письма (его разновидность использовалась и для партесного многоголосия). Ирмологионы создавались преимущественно церковными певцами, часто одновременно являвшимися учителями ирмолойного пения, с сугубо практической целью – зафиксировать местную богослужебную традицию. Ирмологион служил учебным подспорьем при освоении местной традиции, источником для её поддержания и при необходимости восстановления на основе певческого текста. Ирмологионы использовались на обширной территории проживания украинцев и белорусов (от перемышльско-холмских до харьковско-слобожанских земель, от Вильно (Вильнюса) и Трок (Тракая) до Карпат и Буковины) Киевской и других митрополий, входивших в разное время в состав разных государств (с 1569 г. – Речи Посполитой (правобережье Днепра), во второй половине ХVII в. – Московской Руси, с конца ХVIII в. – Российской империи (левобережье Днепра); в ХIХ – начале ХХ вв. – Австро-Венгрии, Австрии; области запада и юга современной Украины).

 



 
PR-CY.ru