ИРМОЛОГИОН - Страница 2

Кроме того, ряд Ирмологионов был создан православными украинскими и белорусскими книжниками далеко за пределами мест их исторического расселения – в России, Польше, Литве, Молдавии – везде, где были православные или греко-католические епархии с украинскими и белорусскими приходами. В ХVIII в., до передела земель Речи Посполитой, Ирмологионы имели хождение параллельно на православных и униатских землях, разделённых руслом Днепра как государственной и церковной границей. Ирмологионы составлялись и в крупных певческих центрах (монастырях, кафедральных соборах), и в приходских церквах, в том числе периферийных, значительно отдалённых от епархиальных центров. В некоторых рукописях на титульном листе или на полях указано место их составления. Бóльшая часть сохранившегося корпуса Ирмологионов – рукописная. В начале ХVIII в. стали издаваться печатные нотные Ирмологионы: в 1700 г. – св. собором Юра (Георгия) во Львове, в 1709 г. – Львовским братством, в 1720 гг. и в ХIХ в. – Киево-Печерской лаврой, с 1766 г. – Почаевским монастырём (см. ст. Издательства и издания духовно-музыкальные, раздел «На Украине»). В эпоху нотопечатания потребность в певческих книгах оставалась высокой, поэтому составление рукописных Ирмологионов продолжалось на протяжении двух столетий после начала печатного нотоиздания. Название сборника заимствовано у византийской и древнерусской книги Ирмологий. Судя по названию, украинские и белорусские составители считали жанр ирмосов основным для этой книги. Однако по отношению к данному сборнику смешанного состава это название весьма условно, поскольку в сборник входили песнопения разных певческих циклов, предназначенные для годовых подвижного и неподвижного, столпового (т.е. согласующегося со столпами евангельскими) и суточного кругов. Ирмологион мог иметь четырёх-, пяти- или шестичастное строение (в зависимости от способа группировки в нём жанров и циклов). Общее деление Ирмологиона на восемь частей-гласов (типичное для византийского и древнерусского Ирмология) в нём не могло быть применено. Заглавие «Ирмологион» примерно с середины ХVII в. приводилось на титульном листе (для рубежа ХVI и ХVII вв. исследователям известен лишь один экземпляр Ирмологиона с титульным листом). Название книги также содержится в маргиналиях (вкладных, купчих, дарственных) переписчиков и владельцев. Наиболее распространёнными на Украине и в Белоруссии были наименования «Ирмологион» (в разных орфографических вариантах) в просторечии – «Ирмолой», «Ермолой» (более характерно для севера Украины и Белоруссии). Другие названия применялись редко, например, «Ирмосопсалъ». Во многих Ирмологионах на титуле или внутри книги приводится двойное название: «Ирмологион си сть Осмогласник» (например, Львовский печатный Ирмологион, 1700 г.), «Ирмологион сиречь Осмогласник» (1659 г., диакон Иоанн Демянович), «Ирмологион си есть спевальник» и др. Разные пары названий использовал переписчик дьяк Иоанн Югасевич: «Ирмологион или Катавасия» и «Ирмологион, то есть Песнослов» и др.

 



 
PR-CY.ru