ИРМОЛОГИОН - Страница 6

Объём, состав текстов и певческое содержание Ирмологионов различались в зависимости от многих обстоятельств, в частности, от предназначения книги для монастыря или приходского храма. Монастырские Ирмологионы использовались в праздничном, архиерейском, вседневном богослужении и отличались относительной полнотой и богатством материала. В частности, именно в монастырях культивировались «напелы», подтверждающие связи с Дунайскими княжествами и Средиземноморьем («грецкий», большинство известных «болгарских», «сербский», «мултанский», или молдавский, «волоский»), безымянные (иногда с названиями) песнопения архиерейских и повседневных служб и др. В Ирмологионы монастырей иногда вписывали фрагменты Уставов (например, в списках Манявского скита). В описание обряда могут включаться нотные тексты соответствующих песнопений или упоминание о них. Ирмологионы приходских церквей значительно короче монастырских, поскольку содержат только основные праздничные песнопения (включая недельные). Монастырские Ирмологионы могут быть по объёму едва ли не в два раза больше приходских Ирмологионов (приблизительно 250 и 500 листов соответственно). Самым многочисленным и «подвижным» жанром в Ирмологионе являются ирмосы. В зависимости от того, как они распределяются между частями сборника, исследователи условно выделяют три основных структурных типа Ирмологиона. В первом типе большинство ирмосов (в том числе минейных и триодных) помещены в осмогласнике, и эта часть является самой объёмной в книге («гласовый» тип Ирмологиона, по Юрию Павловичу Ясиновскому). Во втором типе Ирмологиона праздничные и великопостные ирмосы помещены в минейно-триодной части по порядку дней, наряду со стихирами и другими песнопениями, что значительно расширяет эту часть («календарный» тип Ирмологиона). В третьем типе Ирмологиона ирмосы исключались (полностью или частично) и из осмогласника, и из минейно-триодной части и размещались вне их отдельными циклами; при этом структура Ирмологиона становилась более дробной («жанрово-тематический» тип Ирмологиона). Жанрово-тематический тип структуры наиболее часто встречается в ранних Ирмологионах (конца ХVI – начала ХVII вв.). В них в виде отдельных циклов могли размещаться также розники, различные группы песнопений Октоиха и др., что увеличивало общее количество частей в Ирмологионе до шести – восьми (таковы преимущественно ранние белорусские Ирмологионы), в чём исследователи видят очевидное сходство с ранними певческими сборниками Московской Руси. На протяжении ХVII в. количество частей в Ирмологионе уменьшилось, типичным для большинства украинских Ирмологионов стало четырёхчастное строение («гласовое» или «календарное»). Одновременно с типом структуры в ХVII в. изменилась и последовательность частей в Ирмологионе, что хорошо видно по местоположению обиходной части: в ранних Ирмологионах она расположена чаще всего в середине или ближе к концу сборника (это свойство унаследовал Львовский печатный Ирмологион 1700 г.), тогда как в поздних она открывает книгу (Львовский печатный Ирмологион 1709 г.).

 



 
PR-CY.ru