ИРМОЛОГИОН - Страница 3

По отношению к Иримологиону часто употреблялось название «Осмогласник; здесь же диалектное «Восмогласник», означавшее не только подбор определённых певческих циклов, но и восьмичастную структуру текста, соответствующую числу гласов. В Ирмологионе осмогласник чаще всего был второй частью. Определение «осмогласник» в контексте Ирмологиона имело более широкое значение, чем «октоих», поскольку эта часть включала в каждом гласе и избранные тексты воскресных служб Октоиха (богородичны вечерни и утрени, в том числе догматик, седальны, антифоны степенны) и ирмосы (воскресные, вседневные, праздничной Минеи и иногда Триоди). Включение в Ирмологион песнопений разных циклов было вызвано необходимостью изложить избранные песнопения годового круга в одном сборнике. Поскольку невозможно поместить годовой репертуар в одну книгу даже самого пространного объёма, при создании каждого экземпляра Ирмологиона производился отбор певческого материала и размещение его в определённом порядке. В Ирмологионе ХVII–ХVIII вв., как правило, содержится не менее четырёх основных частей с устойчивым жанровым содержанием и с принципиально различающейся внутренней структурой. Ирмологион соединяет в себе певческие книги и сборники смешанного состава (Обиход простой; Осмогласник (т.е. песнопения Октоиха и Ирмология); Минею с Триодью) и одну одножанровую часть, всегда размещавшуюся после осмогласника (Подобны стихирам). Все части Ирмологиона включают репертуар служб со значительными сокращениями и имеют относительно небольшой объём. Первая часть Ирмологиона соответствует российскому простому Обиходу краткого состава (при этом название «Обиход» в украинской и белорусской традиции не применялось). В неё входят избранные песнопения всенощного бдения и литургии, к которым иногда присоединялись единичные песнопения Обихода Постного, Триоди и ряд других. Избирательный подход переписчиков к певческому материалу был отмечен протоиереем Иоанном Иоанновичем Вознесенским, автором первого фундаментального исследования Ирмологиона, который выявил песнопения всенощной и литургии, отсутствующие в изученных им семи украинских Ирмологионах («Свете тихий», «Ныне отпущаеши», прокимны, «Всякое дыхание», «Свят Господь», антифоны литургии, «Единородный Сыне», «Приидите, поклонимся», «Достойно есть» и др.) и прокомментировал этот факт следующим образом: «Не положенные на ноты песнопения пелись… краткими напевами, сохранявшимися в устном певческом предании. Ибо мы не можем себе представить, чтобы только читались или вовсе же пропускались необходимые при богослужении песнопения». В настоящее время эти редко фиксируемые песнопения устной традиции обнаружены в нескольких украинских и белорусских Ирмологионах. Обиходная часть Ирмологиона представляла собой литургическое последование, отражающее ход службы. Хотя в Ирмологионе записаны лишь немногие обиходные песнопения, число предназначенных для них напевов могло быть значительным. Обиходная часть расширялась за счёт количества мелодий, поскольку в ней значительно ярче, по сравнению с другими частями Ирмологиона, проявлялась многораспевность: один и тот же гимнографический текст мог быть представлен несколькими напевами разной степени торжественности.

 



 
PR-CY.ru