ИРМОЛОГИОН - Страница 11

В Ирмологионе широко применялись сюжетные заставки, по центру которых на фоне «старопечатного» растительного декора располагались круглые медальоны с изображением евангельских образов и событий (Рождество Христово, Пресвятая Богородица, Распятие и др.), связанные по содержанию с песнопениями соответствующих разделов. Осмогласный раздел Ирмологиона по традиции открывается миниатюрой с изображением Иоанна Дамаскина – автора ирмосов и стихир Октоиха, рядом с текстами псалмов изображён царь Давид и т.д. Со второй половины ХVII в. под миниатюрами изредка помещались «вирши» в честь гимнографов, иногда содержащие поучительные обращения к читателю. В 1620 гг. – ХVIII в. по способу исполнения исследователи выделяют три вида иллюстраций: 1) оттиски с досок (ксилогравюры) или металлических клише; в Ирмологионе часто использовались готовые листы с изображениями, отпечатанные для других богослужебных книг (например, Национальная библиотека Украины); 2) рисунки в стиле гравюр, выполненные вручную (Национальная библиотека Украины, 1631 г.); 3) заставки и миниатюры, вырезанные из печатных изданий и наклеенные на страницы Ирмологиона (например, Исторический музей; гравюра мастера Ильи из Киево-Печерского патерика 1656 г. на форзаце Ирмологиона 1720 гг., Национальная библиотека Украины и др.). В нескольких Ирмологионах указаны имена украинских гравёров; одним из самых известных был Леонтий Тарасевич, его гравюры из изданий Киево-Печерской лавры ХVII в. содержатся в позднейших Ирмологионах разных переписчиков: иеромонаха Сильвестра, уставщика собора Святой Софии в Киеве (Национальная библиотека Украины, 1720 г.), священника Феодора Якубинского (Российская национальная библиотека, 1760 г.) и др. Исследователям известны также гравёр Ефрем (Киево-Печерская лавра, 1780 гг. XVIII в. – Национальная библиотека Украины), группа оформителей: монах Иларион, Макарий и мастер с инициалами И.Ф. (Библиотека Академии Наук, 1763 г.) и др. Во львовских печатных Ирмологионах 1700 и 1709 гг. использованы оттиски с печатных досок более старых львовских изданий, например, «Апостола» М. Слёзки 1654 г., неизданного Октоиха 1689 г.; в Ирмологионе 1700 г. – титульная рамка мастера Ильи из «Апостола» М. Слёзки 1637 г. Все заставки Ирмологиона 1709 г. были взяты из Ирмологиона 1700 г. В оформлении Ирмологиона 1709 г. есть и новшество – ряд небольших иллюстраций в тексте календарно-минейной части, распечатанных с подручных досок издавшего его Львовского братства («Богоявление», «Благовещение», «Воскресение», «Сошествие Святого Духа», «Апостолы Пётр и Павел», «Преображение», «Рождество Богородицы», «Воздвижение Честнаго Креста» и др.).

 



 
PR-CY.ru