ИРМОЛОГИОН - Страница 8

Большинство дошедших до нас рукописных Ирмологионов анонимны. Отсутствие упоминания о переписчике отражает идущую от Средневековья традицию умалчивания имён исполнителей богоугодных дел. Исследователям известны владельцы некоторых Ирмологионов, например, игумен Щеплотского монастыря Исаакий, игумен Мелетий (Смоленск (?); келейный Ирмологион – Исторический музей. В некоторых Ирмологионах указано их назначение, например, два одинаковых экземпляра для правого и левого клиросов, написанные послушником Киево-Печерской лавры Ианнуарием Салухой (Киево-Печерский музей-заповедник, 1852 г.). Иногда указана обитель как место создания Ирмологиона. Хотя братии не благословлялось менять без причин место постоянного пребывания, иногда обстоятельства к этому принуждали, поэтому многие книги перевозились владельцами и теперь находятся вдалеке от мест их написания. Отдельные Ирмологионы передавались в дар храмам, где в них, вероятно, была потребность, например, Ирмологион, переданный в 1651 г. игуменом Кутеинского монастыря Иоилем (Труцевичем) Борколабовскому в честь Вознесения Господня женскому монастырю, Ирмологион 1824 г., переданный иеродиаконом Киево-Печерской лавры Саввой киевскому в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра женскому монастырю, в книжнице которого хранился. Наиболее многочисленным был корпус книг, пожертвованных обителям (например, Ирмологион, написанный в 1653 в Вильно иноком Свято-Троицкого монастыря василиан, впоследствии стал русским военным трофеем, а в 1663 г. – вкладом в Дудин Амвросиев во имя святителя Николая монастырь – Исторический музей). Во многих текстах содержатся просьбы дарителя о довечном поминании его имени, отпущении грехов его, родителей, духовных лиц. Миряне просили молитв о семье, например, Ирмологион 1660 г. был написан на средства «его милости» уманского полковника Михаила Степановича Ханенко и его супруги и подарен ими Ирдынскому монастырю «во отпущение грехов и во наследие живота вечного» (Российская государственная библиотека); чета львовских мещан Михоцких подарила Ирмологион «обители Почаевской з своё спасение». Принцип составления Ирмологиона (компактное изложение певческих моделей годового репертуара) оказался удобным и в литургической практике, и в процессе обучения пению. То, что в Ирмологион был включён репертуар из нескольких певческих книг, разных по содержанию и структуре (Обиход, Октоих, Ирмологий, Минея, Триодь), обусловило его синтетическую структуру, использование во всех богослужебных циклах и в результате более чем 300-летнее применение в певческой практике.

 



 
PR-CY.ru