ИРМОЛОГИОН - Страница 4

В обиходную часть Ирмологиона включались группы песнопений на один текст, например: 1) первый псалом первой кафизмы «Блажен муж» киевского, «острозкого» и других «напелов»; 2) стихи «Бог Господь» в виде одного основного традиционного осмогласного цикла стихирарного склада или двух групп песнопений: силлабического напева для будних дней, основного стихирарного для воскресных, мелизматического болгарского с присоединёнными к нему тропарями для праздничных; могли быть и другие варианты употребления этих напевов (напрмер, стихирарный в праздники в тех традициях, где не был известен болгарский). Существует два способа изложения осмогласных групп напевов для песнопений «Бог Господь»: либо два – три цикла подряд, либо их объединение в осмогласный цикл, в каждом гласе которого излагались силлабический, стихирарный и мелизматический болгарский напевы, иногда также силлабический болгарский напев; 3) херувимская песнь с различными мелодиями (основная, присутствующая в любом Ирмологионе киевская, или она же с другим названием, или безымянная; в дополнение к ней «грецкая», редко «болгарская», безымянные разного происхождения и др.); 4) «литургия болгарская» (с названием или без) наряду с литургией основного напева – киевского или безымянного. Если Ирмологион был составлен в дополнение к книгам, уже имеющимся и использующимся в храме, в его обиходную часть некоторые основные песнопения не включались. Репертуар Обихода, по мнению исследователей, пелся по другим экземплярам книг. Существует редкая разновидность Ирмологиона, в начале которого отсутствует литургия, а имеется лишь всенощное бдение (например, Львовский печатный Ирмологион 1700 г.; Ирмологион с Подолья начала ХVIII в. – Институт литературы имени Тараса Григорьевича Шевченко академии Наук Украины и др.); такой состав встречается и в российских Обиходах. В некоторых Ирмологионах отсутствует вся обиходная часть, что исследователи объясняют как изначальным содержанием книг, так и плохой сохранностью многих экземпляров, обветшанием их начальных листов, чаще всего применяемых на практике. При наличии первичной нумерации листов можно определить объём потерь в обиходной части Ирмологиона, достигающий иногда нескольких десятков листов. Исследователи отмечают, что обиходная часть ряда Ирмологиона имеет расширенный состав и включает следующие певческие циклы, нехарактерные для других сборников: 1) группы причастнов для двух – трёх дней недели («Хвалите Господа со небес» (типичная для Украины ХVII–ХVIII вв. редакция текста с распетым предлогом), «Чашу спасения», «Тело Христово»), гораздо реже полный цикл седмичных причастнов, дополненный единичными праздничными (например, Ирмологион конца ХVII в. – Российская национальная библиотека); в ранних Ирмологионах разные по тексту причастны близки, но не тождественны по напеву, тогда как в поздних, наоборот, их напевы становятся почти идентичными; 2) цикл седмичных богородичнов на восемь гласов, в первом гласе – «Грешных молитвы» (например, Российская национальная библиотека); 3) катавасия на восемь гласов «Избави нас от бед» (Российская национальная библиотека и многие др.); 4) троичны на восемь гласов «Пресвятая Троице, слава Тебе» (Национальная библиотека Украины); богородичны, катавасия и троичны в Ирмологионе 1745 г. (Национальная библиотека Украины); 5) цикл «Бог Господь» болгарского напева с тропарями, изредка с богородичными (Национальная библиотека Украины); 6) присоединённые к разделу простого Обихода отдельные песнопения Постного Обихода и Триоди, например: литургия Преждеосвящённых Даров, литургия Василия Великого, редко «Вечери Твоея Тайныя», «Воскресни Боже» и др., кондак «Возбранной Воеводе» с двумя напевами – болгарским и одним из украинских: «острозким» или «простым», «руским», безымянным, редко киевским (Национальная библиотека Украины; Львовский Ирмологион 1709 г.); 7) «стихира» «Иоасафа, царевича индийскаго» «Приими мя пустыни» (Национальная библиотека Украины) и др.

 



 
PR-CY.ru