ИРМОЛОГИОН - Страница 5

Вторая часть Ирмологиона, собственно осмогласник, состоит из восьми разделов (по числу гласов). Многие переписчики-певчие считали осмогласник основным, «центральным» в сборнике, поэтому исходная авторская нумерация листов в Ирмологионе (фолиация; в печатных Ирмологионах могла быть нумерация страниц – пагинация) могла начинаться именно с осмогласника, несмотря на присутствие предыдущей обиходной части, листы которой оставались непронумерованными. В некоторых списках части с песнопениями Обихода и Октоиха изначально были пронумерованы отдельно (использована нумерация первого и второго счёта). В типовом Ирмологионе каждый глас осмогласника был чётко разделен на два подраздела – избранных песнопений Октоиха и избранных ирмосов. Осмогласная часть была единственной в Ирмологионе, позволявшей свести все нотируемые ирмосы к восьми разделам-гласам. В связи с этим ирмосы иногда нумеровались на боковых полях книги в пределах каждого гласа (Супрасльские Ирмологионы 1596–1601 и 1638–1639 гг.; Львовские печатные Ирмологионы 1700 и 1709 гг. и др.), что давало возможность составить и разместить в начале или в конце Ирмологиона специальные таблицы их исполнения в годовом церковном круге («скара», «реестръ», «указъ ирмосомъ»). В подавляющем большинстве Ирмологионов (до 97% книг) ирмосы сгруппированы внутри каждого гласа в соответствии с восточнославянской традицией – по песням канонов, а это означает, что принцип структуры древнерусских Ирмологиев был сохранён в разделе ирмосов большинства южнорусских Ирмологионов. Третья часть Ирмологиона, самая малочисленная, имела, подобно второй, восьмичастное строение (по числу гласов), но содержала только стихиры подобны. Четвёртая часть Ирмологиона построена по календарному принципу и представляет собой ряд песнопений из Праздничной Минеи. Изложение неподвижного годового круга начинается в разных Ирмологионах с разных дат: с 1 сентября (новолетие), 25 декабря (Рождество Христово), 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы). В пределах каждой службы песнопения размещены в порядке их исполнения. В последовании служб весенних месяцев в цепочку минейных текстов вставлен пространный подраздел Триодей Постной и Цветной, в том числе служба Пасхи (это напоминает архаичную структуру Тропоплогия); такой состав обусловил значительный объём минейно-триодной части Ирмологиона. Ирмологионы разного времени отличаются по степени устойчивости певческого репертуара в их составных частях. Обиходный раздел Ирмологиона имеет нестабильный состав, в чём он аналогичен составу Обихода, бытовавшему на Московской Руси. Наиболее устойчивы по составу песнопений раздел осмогласника и примыкающий к нему раздел «Подобны», хотя в разных списках их состав также несколько различается. Четвёртая, минейно-триодная часть Ирмологиона включает только песнопения великих праздников и памятей наиболее почитаемых святых; в списках различается состав стихир, праздничных канонов и песнопений иных жанров. Песнопения Постного Обихода включены в начало триодного цикла, но могут частично «переходить» в обиходную часть, где объединены в жанровые группы с песнопениями идентичного богослужебного назначения. В триодном подразделе далеко не во всех Ирмологионов имеются канон Недели ваий, служба Страстей Христовых, пасхальные стихиры и другие песнопения.

 



 
PR-CY.ru