ИРМОЛОГИЙ - Страница 10

Некоторые новые черты, появившиеся в указанных списках, особенно Исторического музея, стали характерными для традиционной знаменной версии Ирмология последней трети XV–XVII в. (списки Исторического музея и Российской государственной библиотеки). От этого периода сохранилось большое количество Ирмологиев как в виде отдельных рукописей, так и в составе нотированных сборников. В пределах одного списка Ирмология исследователи редко встречают разные версии распева одних и тех же ирмосов, среди исключений – два распева ирмоса шестой песни восьмого гласа «Из чрева адова вопля моего» (Российская национальной библиотека, начало XVII в.), где второй распев сопровождается ремаркой «мастерской». Иногда в Ирмологиях показываются разводы фит и отдельных знаков. В XVII в. появляются многоголосные Ирмологии для строчного пения. От XVIII–XIX вв. сохранились монодийные Ирмологии знаменного распева (например, Российская национальная библиотека, конец XVII – начало XVIII вв., Российская национальная библиотека, XVIII в. и 1734 г.) и единичные Ирмологии греческого распева (Российская национальная библиотека, XVIII в.). Исследователям известен список четырёхголосного партесного знаменного Ирмология XVIII в. (Библиотека Академии Наук). Раздел «розники» (начало: «Месяца Декабря. В 21-й день. В навечерие Рождества Христова») содержит ирмосы канонов и трипеснцев, исполняющихся на повечерии предпразднеств Рождества Христова и Богоявления. Все они являются парафразами аналогичных ирмосов Ирмология и относятся только к шестом гласу. Почти всегда «розники» идут непосредственно за Ирмологием и лишь в крайне редких случаях выписываются отдельно (Российская национальная библиотека, середина XVI в.) или даже вообще без Ирмология (Российская национальная библиотека, конец XVII в.). Ирмосы в розниках в отличие от основного корпуса ирмосов следуют порядку канонов. В них сохраняется структура трипеснца (ирмосы всех трёх песней выписаны последовательно) и полного канона (ирмосы всех девяти песней, кроме второй, также выписаны последовательно). Многие ирмосы указанных повечерий повторяют ирмосы, включённые в основную часть Ирмология, в этом случае в розниках они представлены в виде ненотированного инципита. Каждому инципиту предшествует указание, в каком разделе Ирмология он расположен. В отдельных случаях в состав Ирмология включены ирмосы канона св. равноапостольной княгине Ольге пятого гласа (созданного, как полагают исследователи, Григорием Черноризцем из Киево-Печерского монастыря на рубеже XI и XII вв.).

 



 
PR-CY.ru