ИРМОЛОГИЙ - Страница 11

Иногда эти ирмосы входят в корпус Ирмология с соответствующими ремарками (Российская национальная библиотека), иногда выписываются в виде самостоятельного цикла после основного корпуса ирмосов (Российская национальная библиотека, начало XVIII в.). Цикл может иметь название «Княгини Ольги, бабы великаго князя Владимира» (Российская государственная библиотека, 1647 г.). Содержание ирмосов в каноне княгине Ольге соответствует общему содержанию песней нотированного Ирмология. В Ирмологиях XVIII в. встречаются и другие дополнения – «Ирмосы о соединении православныя веры» (на умирение Церкви) шестого гласа (Российская национальная, Исторический музей, 1721 г.), ирмосы канона на Полтавскую победу (Российская национальная библиотека, начало XVIII в.; Российский государственный архив древних актов, 1764 г.), некоторые праздничные каноны разных распевов, например, греческого (Российская национальная библиотека). Строки нотированного Ирмология часто использовались в музыкальных руководствах XVII в. для иллюстрирования основных теоретических положений: показа попевок и объяснения путевого распева («Ключ знаменной» инока Христофора), объяснения киноварных помет («Указ о подметках»), иллюстрирования принципов исправления знаменного распева («Извещение л согласнейших пометах» Александра Мезенца). В нотированном Ирмологии Исторического музея (1666 г.), подписанном Александром Мезенцем, многие фрагменты содержат киноварный слой крюков с его исправлениями. Ненотированные Ирмологии печатались в Москве с 1656/1657 г. В 1772 г. в московской Синодальной типографии в квадратной нотации вышел «Ирмологий знаменного роспева, обдержай вся ирмосы Осмогласника, Владычних же и Богоматере праздников и всего лета» в двух частях, подготовленный на основе рукописи Ирмология знаменного распева (как полагают исследователи, московской традиции), которую предоставил епископ Тверской Гавриил (Петров; впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский). Помимо ирмосов это издание содержит розники, а также припевы на девятой песни на великие праздники (на двунадесятые, кроме Вербного воскресенья и Пятидесятницы, на Обрезание Господне, Иоанну Предтече (7 января) и Трём святителям), изложенные знаменным и греческим распевами. В 1786–1878 гг. в Синодальных типографиях обеих столиц было выпущено десять переизданий этой книги (с 1841 г. называется «Ирмологий нотного пения»; в библиографии такое название часто является стандартизированным для всех годов выпуска).

 



 
PR-CY.ru