ИРМОЛОГИЙ - Страница 4

Основными авторами ирмосов в грузинском Ирмологии являются преподобные Иоанн Дамаскин (46 канонов), Косма Маюмский (17 канонов), Андрей Критский (15), Константинопольский патриарх Герман (14). Кроме того, есть ирмосы патриарха Илии (как полагают исследователи, Иерусалимского патриарха Илии II (III; один канон), монаха Елисея (одни канон), Феодора Студита (два канона), а также ирмосы канонов с определениями «синайский» (четыре канона) и «восточный» (один канон). В Ирмологиях XIII–XV вв. состав ирмосов незначительно корректируется и стабилизируется. В XVII–XVIII вв. в связи с началом возрождения грузинской гимнографии составляются обширные и краткие Ирмологии. Византийские списки Ирмология представляют следующую стадию развития этого сборника после той, которая отражена в древних грузинских списках. Единственным исключением исследователи называют фрагмент Ирмология – так называемый Принстонский палимпсест, верхний слой которого грузинский (986 г.), а нижний греческий (конец VIII в.). Если в грузинских Ирмологиях представлен этап расширения и собирания репертуара в единый сборник, то в греческих Ирмологиях – этап отбора и сокращения общего количества ирмосов, их систематизации и обобщения. Относительно полные списки греческого Ирмология сохранились с X в. Всего от X–XV вв. исследователям известно немногим более сорока греческих Ирмологиев. Столь небольшое по сравнению с другими типами певческих книг палестинской традиции число списков исследователи объясняют как вспомогательным, небогослужебным предназначением Ирмология, так и его более частым по сравнению с другими певческими книгами использованием. Самый древний полный греческий Ирмологий (X в.) одновременно является и самым большим по составу: в нём содержится около 340 канонов (если считать и те каноны, которые располагались на утрачeнных первых листах) и около 3 тыс. ирмосов. Ирмологий около 1100 г. уже содержит ирмосы менее чем 300 канонов. К XIV в. репертуар Ирмология сократился более чем на две трети. Новые ирмосы практически не появляются после 1100 г. Исследователям известно пять греческих списков Ирмология X–XI вв. с последованиями канонов. Раздел каждого гласа состоит в среднем из сорока последований ирмосов (канонов). Последовательность канонов в разных списках различная, каждый список содержит около 300 – 350 канонов, около 2,5 – 3,2 тыс. ирмосов. В XII–XIII вв. последовательность канонов в Ирмологии этого типа была унифицирована (хотя остались некоторые различия в выборе ирмосов). Для данного этапа характерно уменьшение числа канонов в каждом гласе до 20–25, числа канонов в каждом списке – до 160–200, общего числа ирмосов – до 1,2–1,8 тыс. Исследователи отмечают, что для списков XIV–XV вв. с последованиями канонов характерно дальнейшее сокращение объёма до 12–15 канонов в каждом гласе, 100–120 канонов и 800–1000 ирмосов в списке, притом что вновь стали использоваться некоторые из ирмосов, исключённые из Ирмология XII–XIII вв. Греческих Ирмологиев с последованиями песней сохранилось гораздо меньше, чем с последованиями канонов: Принстонский палимпсест и списки (вторая половина XI в.); рукописи первой половины XII в. (фрагмент – два листа); 1257 г.; XIII в.; конца XIII – начала XIV в.; XIV в., первой половины XV в., конца XIV в. (раздел сборника: ирмосы канонов Великой Четыредесятницы, Страстной седмицы, Пентикостария и некоторым святым).

 



 
PR-CY.ru