ИРМОЛОГИЙ - Страница 6

Абсолютное большинство греческих Ирмологиев нотировано, что обусловлено их предназначением. Даже в древнейшем Принстонском палимпсесте есть отдельные знаки так называемой фитной нотации (см. Византийская нотация), причём они расположены на местах, где в более поздних Ирмологиях стоят знаки распева. Из ненотированных Ирмологиев исследователи называют две рукописи конца XIV в. (обе относятся к типу с последованиями песней). В списках Ирмологиев представлены все виды византийской нотации: крайне архаичная фитная в Принстонском палимпсесте, шартрская в другой рукописи, в целом ряде рукописей куаленская – от архаичной до развитой, в значительном числе Ирмологиев – средневизантийская. Уникальная особенность Ирмология состоит в исключительной стабильности текстов и напевов. Милош Велимирович писал о сохранности византийских напевов Ирмологиев от их создания до поддающихся расшифровке памятников XII в. и о существовании стабильной мелодической традиции. Мелодии ирмосов – преимущественно силлабического характера с небольшим количеством мелизматики, что исследователи объясняют использованием каждой мелодии для многих текстов. Этим же обусловлено наличие большого количества мелодических формул, что значительно облегчало певчим заучивание мелодий наизусть. Существуют две основные мелодические версии византийского Ирмология, в научной литературе впервые выделенные Генри Джулиусом Уитенхоллом Тильярдом. Первая зафиксирована в древних списках и более стабильна, к ней относятся все Ирмологии с ранневизантийской нотацией и ряд рукописей со средневизантийской нотацией (в то же время к ней близки «сокращённая» версия византийского Стихираря и древнейшая версия славянского Ирмология). Самым ранним списком, где зафиксирована вторая версия, исследователи считают рукопись 1258 г. (её более развитая стадия представлена в других списках). С рубежа XIII и XIV вв. и приблизительно до 1500 г. вторая версия являлась преобладающей. Её исследователи часто связывают с именем Иоанна Кукузеля, поскольку в двух Ирмологиях этой традиции (1302 г. и 1309 г., Российская национальная библиотека) имеются записи о том, что эти книги составлены Иоанном Кукузелем (например, Российской национальной библиотеки). Учёные по-разному объясняли появление новой версии византийского Ирмология. Карстен Хёг считал вторую, «упрощённую» версию связанной с монастырём Саввы Освященного. Оливер Странк, также подчёркивая родственный характер двух версий, выдвинул предположение, что вторая версия явилась результатом эволюции первой в устной традиции, в то время как невменная запись первой версии оставалась неизменной; когда же различия между ними достигли критического уровня, вторая версия была записана. В качестве доказательства он привёл факт, что во второй версии гораздо больше мелодических вариантов в разных рукописях. В то же время он отрицал связь второй версии Ирмология с ранней палестинской традицией, исходя из сходства первой с версией списков воскресного Стихираря, не имеющих отношения к Палестине. Греческие списки XVI–XIX вв., как правило, являются либо Ирмологием с последованием канонов, либо сборниками катавасий, либо сборниками из двух разделов указанного содержания.

 



 
PR-CY.ru