ИРМОЛОГИЙ - Страница 5

Первоначально Ирмологий с последованиями песней содержал небольшое число ирмосов, в начале XIV в. его состав был расширен. В Ирмологии с последованиями песней входят и те ирмосы, которые были исключены из Ирмология с последованиями канонов в XII–XIII вв. и возвращены в списки этого типа в XIV в. Существуют Ирмологии смешанного типа, сочетающие оба типа расположения ирмосов внутри гласовых разделов. Уже в начальный период истории канона гимнографы стали часто использовать в своих произведениях ирмосы прежних авторов. Вследствие отбора самых популярных ирмосов появлялись составные каноны, для которых ирмосы выбирались из разных последований ирмосов. Милош Велимирович и некоторые другие исследователи выдвинули предположение, что списки греческих Ирмологиев с последованием канонов связаны с константинопольской и афонской традициями, а списки с последованием песней – с палестинской и синайской. С этой гипотезой согласуется, в частности, предположение, что древнейший греческий Ирмологий с последованием песней (Принстонский палимпсест) хотя и использовался на Синае, но имеет иерусалимское или палестинское происхождение. Е. Метревели предложила дифференцировать во времени данные о распространении разных типов греческого Ирмология. Она полагает, что Ирмологий с последованием канонов был приспособлен для создания новых гимнов и для обучения певчих, поэтому был распространён, прежде всего, в крупнейших гимнографических центрах (в монастыре св. Саввы в Палестине, в Константинополе, на Афоне, в Южной Италии) в периоды наибольшей творческой активности этих центров, а Ирмологий с последованием песней использовался, прежде всего, в литургической практике. Оливер Странк в издании Ирмология отмечает, что каждый глас начинается с одной и той же последовательности канонов: Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского, Андрея Критского и Германа Константинопольского (исключение составляет третий глас, где между канонами Андрея и Германа вставлен канон монаха Стефана). В таком порядке записано 140 канонов, т.е. около половины общего количества канонов данного списка. Именно эти каноны составляют основное и наиболее стабильное ядро Ирмология. Они зафиксированы как в древнейших, так и в более поздних Ирмологиях с незначительными вариациями. Те ирмосы из Принстонского палимпсеста, которые исследователям удалось идентифицировать, в более поздних источниках связываются с именами Иоанна и Космы. Помимо вышеназванных авторов в Ирмологии неоднократно упоминаются Андрей Пир, патриарх Илия, монах Киприан, Феодор Студит, монах Дамиан, Георгий Восточный, Константинопольский патриарх Сергий I и др. Для ряда канонов содержатся указания, которые могут обозначать как прозвище гимнографа, так и место происхождения канона: «синайский», «византийский», «сицилийский». Иногда одни и те же ирмосы приписываются разным авторам даже в пределах одной рукописи, что связано с традицией писать новые каноны на уже известные ирмосы: при повторении может указываться не автор исходного ирмоса, а автор новонаписанного канона. Заимствование ирмосов для нового канона из разных канонов еще больше осложняет их атрибуцию тому или иному автору.

 



 
PR-CY.ru