ИРМОЛОГИЙ - Страница 7

С конца XVI в. стали появляться авторские мелодические версии Ирмология, например, иеромонаха (впоследствии Константинопольского патриарха) Феофана Карикиса (ум. в 1597 г.), монаха Ватопедского монастыря Иоасафа Нового Кукузеля (вторая половина XVI – начало XVII вв.), доместика Иверского монастыря на Афоне Космы Македонца (последняя треть XVII в.), священника и номофилакса Великой церкви Баласиса (последняя треть XVII в.). Авторские мелодические версии Ирмология катавасий принадлежат протопсалту Великой церкви Панайотису Хрисафу Новому (вторая половина XVII в.), митрополиту Новых Патр Герману (вторая половина XVII в.), доместику (впоследствии лампадарию) Великой церкви Петру Пелопонесскому (ум. в 1778 г.; его Ирмологий с пространным ирмологическим мелосом является сокращённым и упрощённым вариантом мелодической версии Баласиса). По рукописи первой половины XVII в. исследователям известен анонимный Ирмологий катавасий, мелос которого имеет сходство с версией Ирмология митрополита Новых Патр Германа. Позднее распространились Ирмологии краткого, силлабического мелоса: протопсалта Великой церкви Петра Византийского (ум. в 1808 г.; Ирмологий с последованием песней) и доместика Марка (первая половина XIX в.). Мелодические версии отдельных последований ирмосов в греческих Ирмологиях XVIII–XIX вв. принадлежат иеромонаху Анфиму Фессалийцу (конец XVII в.), Петру Берекету (начало XVIII в.), протопсалту Великой церкви Константину Византийскому (ученику Георгия Критского и протопсалта Мануила; его Ирмологий частично издан в составе первого тома его же Доксастария, Константинополь, 1841 г.). Р. Якобсон предположил, что Ирмологий был переведён на славянский язык и распет уже в Моравии около 880 г., с его мнением согласился К. Ханник. Однако О. Странк доказал, что нотация, сохранившаяся в славянском Ирмологии, была заимствована из Византии около середины X в., а затем переработана снова под византийским влиянием около середины XI в. Древнерусский Ирмологий был заимствован из Византии и, по мнению исследователей, не зависел от южнославянской книжной традиции. Ирмосы располагаются в восемь разделах соответственно системе осмогласия, а внутри гласовых разделов, как и во втором типе византийского Ирмология, – по числу и в порядке песней канона. Количество ирмосов в каждой песни в полных списках Ирмология может достигать 26–27, варьируясь в разных гласах.

 



 
PR-CY.ru