ИРМОЛОГИЙ - Страница 8

Указания на посвящения канонов, из которых заимствованы ирмосы, приводятся в отдельных (главным образом, в поздних) списках Ирмология на полях: в первом гласе обозначены каноны Пасхи, Недели о Фоме, Недели Крестопоклонной, Рождества Христова, первый канон Успения Богородицы, первый канон Введения Богородицы во храм; во втором гласе – каноны Обрезания Господня и Богоявления, первый канон Рождества Богородицы; в третьем гласе – канон Сретения Господня, в четвёртом гласе – каноны Благовещения, Недели ваий, второй канон Вознесения Господня, каноны Пятидесятницы, первый канон Преображения Господня, второй канон Успения Богородицы, второй канон Введения Богородицы во храм; в пятом гласе – первый канон Вознесения; в шестом гласе – Великий канон, каноны в Великий четверг, в Великий пяток, в Великую субботу; в седьмом гласе – второй канон Пятидесятницы; в восьмом гласе – вторые каноны Преполовения, Преображения и Рождества Богородицы, канон Воздвижения. С XVI в. рукописный Ирмологий, как правило, предваряется названием, часто пространным, написанным вязью, и сопровождается красочной заставкой: «Книга глаголемая Ирмологий. Творение преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина». Иногда название содержит указание на «образцовость» списка и дополнено дидактическими наставлениями: «Книга глаголемая Ирмолой сиречь Диячее Око. Кто без сея божественныя книги ищет пение аки корабль в мори волнами колеблет. О Боже се поём. Творение Иоанна Дамаскина на восемь гласов О Бозе починаем...» (Российская национальная библиотека, 1598–1603 гг.). Гласы в Ирмологии отделены самостоятельными заголовками, выписанными киноварью и более крупным шрифтом. Киноварью также выделяются надписания песней внутри гласа и инициалы ирмосов. Сформировавшийся в XII в. состав текстов древнерусского Ирмология сохранялся достаточно стабильным до XVII в., когда количество ирмосов в песнях вместо обычных 10–12 достигло 20 и больше. В этих случаях общее количество ирмосов в Ирмологии превышает 1 тыс. (см., например, Российская национальная библиотека, конец XVII в.), в то время как в большинстве списков содержится не более 700. В отдельных списках указывается число ирмосов в гласах (Российская национальная библиотека, середина XVII в.). Различие в количестве ирмосов определяет принадлежность каждого списка к полной (более 1 тыс. ирмосов) или краткой (менее 1 тыс. ирмосов) редакции. По наблюдениям Николая Павловича Парфентьева, после 1670 гг. полная редакция (тип) Ирмология насчитывает около 1020, неполная – около 690 ирмосов. В XVIII в. чаще копировалась краткая редакция Ирмология. Исследователи отмечают, что в списках Ирмологиев, относящихся к разному времени, словесный текст ирмосов может различаться: из-за копирования разных текстовых редакций или даже разных переводов греческого текста; в связи с использованием древней, дореформенной раздельноречной или пореформенной истинноречной редакций.

 



 
PR-CY.ru