ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 10

Созданный Богом мир несёт на себе печать своего Творца, поэтому «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). Поскольку праведность и правда – неотъемлемые свойства Божьи, то и созданный Им мир изначально праведен и существует в соответствии с правдой Божьей, т.е. в соответствии с Его вечным благим замыслом и Его волей. Божественная правда для тварного мира проявляется в изначально установленном Богом нравственном законе бытия, который не может быть устранён кем-либо из тварных существ. Добровольно соблюдая или отвергая его, они подпадают под его действие. Суть закона божественной правды состоит в том, что жизнь в единстве с Богом – это источник блаженства, а отвержение Его есть причина страданий и смерти, что ясно выражено в Священном Писании: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23, ср.: Иак. 1:15; Рим. 5:12, 21; 6:16). О существовании в мире закона высшей нравственной правды Бог предупредил первозданного человека ещё в раю: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2:17). Т.е. соделанный грех произведёт смерть – это духовный закон, объемлющий всё существующее. В соответствии с этим грехи людей, начиная с преступления прародителей, становятся причиной человеческих страданий, смерти и схождения даже праведных душ в ад. Если бы Бог, в силу Своего всемогущества, отменил этот закон, Он Сам оказался бы неправедным, что невозможно, по сути. Поэтому искупление мира происходит в соответствии с принципом божественной правды: «Слово Божие и Вседержитель и Всемогущий Сын мог бы и без того, чтобы воплотиться, всячески избавить человека от тления, смерти и рабства диаволу… Но более соответствующий нашему естеству и немощи и наиболее отвечающий Совершителю был тот способ, который был благодаря Воплощению Слова Божия, как способ, заключающий в себе и принцип правосудия, без чего ничто не совершается Богом». Оказавшись в результате грехопадения отчуждёнными от Бога и зависимыми от дьявола, люди сделались духовно бессильными и не могут не грешить (ср.: Еккл. 7:20). Греховность становится новым свойством человеческого бытия (см.: Рим. 7:14–25). Те страдания, которые человек переносит в своей жизни, недостаточны для искупления собственных грехов. Тем более никто не мог стать искупителем для своего ближнего: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» (Пс. 48:8–10; ср.: Мф. 16:26). Поскольку падение было следствием свободного выбора, то и спасение должно было совершиться человеком свободно, без принуждения свыше. Люди оказались в замкнутой ситуации, когда, нуждаясь в спасительной помощи Божьей, они не могли получить её из-за утраты благодатной жизни со своим Создателем. А непосредственное вмешательство божественного всемогущества было бы попранием человеческой свободы и разрушением принципа божественной правды. Для искупления человеческих грехов необходим был абсолютно чистый и всесовершенный человек, который, не имея нужды страдать за свои грехи, мог бы принять на себя наказание за грехи других людей.

 



 
PR-CY.ru