ИСКУПЛЕНИЕ

ИСКУПЛЕНИЕ – один из основных догматов христианства, центральным содержанием которого является избавление падшего человечества от власти греха (см. также ст. Грех первородный), смерти, ада и дьявола, совершённое жизненным подвигом, страданиями, крестной Жертвой и воскресением Иисуса Христа. Одно из наименований Иисуса Христа – Искупитель. Учение об искуплении сочетает в себе все основные истины христианства. Понятие об искуплении тесно сопряжено с понятием спасения. Часто эти слова в церковных текстах употребляются как синонимы, однако в их содержании есть различие. «Спасение» – более ёмкое понятие, включающее в себя как объективную, так и субъективную сторону. Объективный аспект спасения людей, совершённого Христом, – это искупление. В этом плане спасение уже произошло, о нём говорится в прошедшем времени: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). Субъективный аспект спасения подразумевает личное усвоение плодов искупительного подвига Христа человеком. В этом плане спасение ещё не совершилось и является целью, которую должен достигнуть верующий: «...Со страхом и трепетом совершайте своё спасение» (Флп. 2:12). В рамках статьи термин «спасение» используется в объективном аспекте, в значении искупления. Поскольку учение об искуплении имеет отношение как к тварному, так и к Божественному бытию, оно никогда не формулировалось православной церковью в виде какого-либо определения или теории, поскольку эти формы изложения предполагают чёткое рациональное описание предмета, что в отношении искупления невозможно. Попытки создания искупительных теорий, которые предпринимались в разные времена отдельными богословами, оказывались ущербными, вызывали критическую реакцию в церковной среде. Даже для ангельских умов тайна искупления непостижима (ср.: 1 Петр. 1:10–12). Главная суть евангельской идеи об искуплении человечества через страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа была выражена первым Вселенским собором в принятом Символе веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». В Священном Писании как Ветхого Завета, так и Нового Завета словом «искупление» передаётся одно из важнейших представлений о действии Бога по спасению мира, человеческого сообщества, отдельного народа и отдельной личности. В традиции библейского перевода словом «искупление» принято передавать еврейские слова в значении: глаголы «выкупить», «искупить»; существительные «искупление», «искупитель» и глаголы «выкупить», «искупить», «избавить»; существительные «выкуп» и «искупление». Их синонимичное употребление в грамматических конструкциях со смысловыми повторами (так называемый библейский параллелизм – Пс. 68:19; Ис. 35:9–10; 51:10–11; Иер. 31:11; Ос. 13:14) свидетельствует о том, что в библейском тексте они строго не дифференцируются по содержанию.

 



 
PR-CY.ru