ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 58

Это позволяет сделать вывод, что «смерть Спасителя была и могла быть только вольною – не по необходимости падшего естества, но по свободному изволению и приятию». Необходимость смерти Христа была обусловлена не законом падшего человеческого естества, но законом божественной правды: «Это не необходимость греховного мира. Это – необходимость Божественной любви». И сила крестной смерти, по мысли протоиерея Г.В. Флоровского, состоит не в том, что это была смерть Праведника, но в том, что «это смерть Богочеловека», которая приоткрывает для христианина великое таинство, когда «на Голгофе священнодействует воплощенное Слово... и приносит в жертву «собственное» Своё человеческое естество». Протоиерей Г.В. Флоровский выступает с критикой юридического и нравственного понимания искупления, говоря, что «нельзя точно и до конца раскрыть смысл Крестного таинства в одних только этических категориях. Моральные и, тем более, правовые понятия остаются здесь всегда только бледными антропоморфизмами». Суть искупления протоиерей Г.В. Флоровский представляет, прежде всего, как победу «над тлением и смертью, освобождение человека от «рабства тлению» (Рим. 8:21), восстановление первозданной цельности и стойкости человеческого естества». При этом исполнение искупления наступает в Воскресении, в полном преображении человеческого естества, которое позволяет ему в лице Спасителя воссесть одесную Бога Отца. В.Н. Лосский рассматривает искупление в связи с домостроительством Сына, выразившимся в «рекапитуляции» тварного мира: Адам, не справившийся с возложенной на него миссией обожения космоса, был замещён «во главе» этого космоса Сыном Божьим. Поэтому миссия Христа мыслится В.Н. Лосским «делом спасения, делом искупления порабощенного мира от греха и смерти», возвращением человека в его естественное состояние. Человек должен воссоединиться с Богом, и это воссоединение будет для него спасительным. Причём воссоединение не является делом человека: «То, что человек должен был достигнуть, восходя к Богу, то осуществляет Бог, снисходя к человеку». На пути снисхождения к человеку Богом преодолевается тройная преграда: различие природы – Воплощением; грех – крестной смертью; смерть – Воскресением. При этом ключевое значение со ссылкой на Максима Исповедника отводится «тайне Креста и гроба» Спасителя, Его искупительным страданиям, так что «нельзя искать понимания чего бы то ни было вне Креста Христова». Смысл искупительного дела В.Н. Лосский видит в преображении, «в освобождении человеческой природы от рабства греху, в очищении природы… Искупление обновляет природу; в обожении совершается личность, соединяя в себе тварное с Божественным. Без ясного различения природы и личности невозможно правильно учить ни об искуплении, ни об обожении». «Обоженное во Христе – это Его человеческая природа, воспринятая в её целостности Его Божественной Личностью... Дело, совершённое Христом, относится к нашей природе, которая не отделена от Бога грехом». Вместе с тем характерным для «органической» концепции В.Н. Лосского является выход за рамки природных категорий: снисхождение Бога к человеческой свободе он полагает одним из существенных моментов искупления.



 
PR-CY.ru