ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 4

Таковой, например, в Священном Писании представлена вся жизнь царя Давида: подводя итог своей жизни, он восклицает: «Жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды!» (3 Цар. 1:29). Господь искупает, спасает от «зла», «беды», «скорби», «коварства», «насилия» (Быт. 48:16; 2 Цар. 4:9; 3 Цар. 1:29; Пс. 71:14); «смерти», «могилы», «преисподней» (Иов. 5:20; 33:24, 28; Пс. 48, 16; 70:23; 102:4); «врага», «мучителя», «грешника» (Иов. 6:23; Пс. 25:11; 30:6; 33:23; 54:19; 68:19; 105:10; 118:134; Плач. 3:58). 2. Искупление как спасение Израиля. Понимание явленного Господом спасения оформляется в том числе как образ искупления Им Израиля. Таково событие Исхода, начинающее священную историю ветхозаветного Израиля искупительным деянием Бога. Господь вызволяет Израиль из египетского рабства, искупая его в Свой народ (Исх. 6:6; 15:13;  Втор. 7:8; 9:26; 13:5; 15:15; 21:8; 24:18; 2 Цар. 7:23; 1 Пар. 17:21; Неем. 1:10). Вся дальнейшая история ветхозаветного Израиля совершается под знаком Божьего искупления (Пс. 24:22; 43:27; 73:2; 76:16; 77:42; 106:2; 110:9; 129:7–8; Ис. 1:27; 29:22; 35:9–10; 43:1; 44:22–23; 47:4; 48:20; 51:10–11; 52:3, 9; 62:12; 63:9; Иер. 15:21; 31:11; Ос. 7:13; 13:14; Мих. 4:10; 6:4; Зах. 10:8). Господь именуется Искупителем Израиля (Иов. 19:25; Пс. 18:15; 77:35; Ис. 41:14; 43:14; 44:6, 24; 47:4; 48:17; 49:7, 26; 54:5, 8; 59:20; 60:16; 63:16; Иер. 50:34; «...Имя Твоё: «Искупитель наш»» – Ис. 63:16). Для понимания существа религиозного искупления в Ветхом Завете важно определить, предполагается ли текстом искупление как самостоятельный акт или это – одна из метафор спасения. Собственно спасение в еврейском языке выражается словарными рядами, которые в целом ряде библейских пассажей соотносятся со словами, которые выступают как синонимы (Пс. 30:3, 6; 54:17, 19; 71:13–14; 105:10; Ис. 49:25–26; 63:9; Иер. 15:20–21; 31:7; Зах. 10:6, 8). Сами тексты, где используются словообразования, которые не позволяют исследователям рассматривать соответствующие ситуации священной истории в качестве непосредственного акта искупления, как такового обязательно предполагающего выкуп или жертву. Даже исход из Египта – это, прежде всего, освобождение силой, торжество силы Божьей (Исх. 14:31; 15:1–21; 18:11), а за рабский труд евреев приходится расплачиваться Египту (Исх. 3:21–22; 11:2–3; 12:35–36). Поэтому искупление здесь, прежде всего, избавление. У Второисаии, возвещающего искупление народа из Вавилонского плена, подчёркивается, что призванный к исполнению миссии освобождения Кир II Великий не получает выкуп за народ Божий (Ис. 45:13). В Септуагинте словарные формы передаются как глаголом «искупать», так и «избавлять», «освобождать». Особенностью славянского перевода Библии является то, что в Ветхом Завете очень редко применяется термин «искупление» (в Елизаветинской Библии – Неем. 1:10), практически только «избавление». В Синодальном переводе наряду со словом «искупление» соответствующие еврейские слова часто переданы как «избавление» (например, Исх. 6:6; 15:13; Пс. 18:15; 30:6; 77:35; 110:9; 129:7; и др.). Всё это позволяет исследователям говорить об отсутствии чёткой дифференциации в сотериологической терминологии Ветхого Завета, так что искупление исследователи склонны рассматривать как одну из метафор, возвещающих и описывающих истину Божия спасения.

 



 
PR-CY.ru