ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 9

Учение св. отцов об искуплении раскрывается через определённые сотериологические образы, содержащие в себе важные богословские идеи. Каждый из образов помогает понять один из аспектов тайны искупления, но ни один не является исчерпывающим и достаточным для проникновения в её глубину. Абсолютизация какого-либо образа всегда приводила к искажению православного учения об искуплении. Образы и рассуждения св. отцов лишь указывают на смысл неизречённого события. Их толкования не противоречат друг другу, но представляют собой целостную образно-смысловую картину, помогающую приблизиться к пониманию искупления. Самыми распространёнными сотериологическими образами Христа в святоотеческом наследии являются «Агнец Божий», «Первосвященник», «Новый Адам», «Божественная Премудрость», «Царь», «Пророк». В церковном Предании встречаются и другие образы, но они либо не столь распространены, либо в значительной степени совпадают с перечисленными. С древних времён агнец приносился в жертву Богу (ср.: Быт. 4:4). Кротость, смиренность, чистота этого жертвенного животного прообразуют добродетели и служение Иисуса Христа. В соответствии с этим образом искупление раскрывается как страдание невинного, непорочного, абсолютно безгрешного (как в природном, так и в личном отношении) Спасителя мира за грехи всего человечества, которое из-за своих преступлений поработилось дьяволу, утратило свободу, было обречено на смерть и ад. Центральной сотериологической идеей здесь выступает обретение утраченной свободы и вечной блаженной жизни с Богом. Искупительным Агнцем и явился Христос: как реальный человек, Он может страдать; поскольку Он совершен, свят и непорочен, Ему нет необходимости страдать за Себя, поэтому Он может пострадать за других; т.к. Он есть одновременно и воплотившийся Бог, Его невинные страдания безмерны по величию и значимости и способны освободить человечество от грехов и вечных мук. Центральная идея этого образа ярко представлена уже в Ветхом Завете. Заклание и окропление кровью пасхального агнца понимается церковью как прообраз искупительных страданий Спасителя. В пророческих предсказаниях, особенно у пророка Исаии, грядущий Мессия описывается как невинный жертвенный Агнец: «Как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис. 53:7). В Новом Завете Иоанн Предтеча при первой встрече с Иисусом Христом на Иордане свидетельствует о Нём: «Вот Агнец Божий, Который берёт (на Себя) грех мира» (Ин. 1:29). Такое же именование Христа употребляет апостол Пётр: «...Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1:18–19). Этот образ является главным и  в «Откровении» Иоанна Богослова (Откр. 5:6, 12; 6:1; 7:17; 14:1; и др.). В церковной традиции он стал самым распространённым для изъяснения тайны искупления, и именно он использован в Никео-Константинопольском Символе веры, где говорится о страданиях «распятаго за ны», т.е. вместо нас, Христа. Для изъяснения этого образа св. отцами используется библейское понятие божественной правды (Мф. 3:15; 6:33; Ин. 3:21; Деян. 10:35; Иак. 1:20; 2 Петр. 1:1; Рим. 1:17; 3:21–30; и др.).

 



 
PR-CY.ru